Вестник Кавказа

Межпарламентское сотрудничество России и Азербайджана

Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете
Российско-азербайджанское сотрудничество за последние годы вышло на новые горизонты. Наши страны стали стратегическими партнерами в политической, экономической и гуманитарной сферах отношений. Нынешний курс основан на прагматизме и добрососедстве, и формируется благодаря дружеским связям руководства наших стран, президентов Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева, тесным контактам парламентариев и представителей бизнеса, и, конечно же, миллионам человеческих нитей, объединяющих наши государства. Формат текущих отношений между Азербайджаном и Россией, в частности, в области межпарламентских связей не исчерпывается приведенными примерами. Я бы хотел сфокусироваться на предложениях, которые могли бы стать основной для дальнейшего движения друг к другу, идеях, которые могли бы стать полезными для наших обществ.

Начну с близкой мне темы - гуманитарной. Образование - базовая основа развития наших обществ. Эта истина не требует доказательной базы. В этой области между нашими странами реализуется немало масштабных проектов самого высокого уровня. Успешная работа филиала МГУ в Баку, сотрудничество Бакинского славянского университета с ведущими вузами России, множество других контактов всем хорошо известны. Дополнить сотрудничество можно было бы следующими проектами. На мой взгляд, вскоре станет важным и, главное, эффективным, обучать российских специалистов азербайджанскому языку на его родине - в Азербайджане. Ежегодно несколько сотен азербайджанских студентов поступают в российские вузы, получая нужные и востребованные профессии. Этот процесс может и должен стать обратным. Азербайджанские вузы, в частности, Нефтяная академия, Дипломатическая академия, Бакинский госуниверситет, Славянский университет имеют солидную базу для подготовки специалистов самого разного профиля, и в этих вузах могли бы учиться российские юноши и девушки. Необходимо налаживать программы обмена, стажировки, чтобы как можно больше россиян приезжали в Азербайджан, знакомились с культурой страны, ее богатыми традициями, ведь именно так становятся друзьями в истинном смысле этого слова.

Еще один чрезвычайно важный аспект - молодежная политика, которой в обеих странах уделяется первостепенное внимание. Потенциал сотрудничества заключается в создании условий для общения молодого поколения двух стран. Особую роль в этом процессе могут сыграть правящие партии - "Единая Россия" и "Ени Азербайджан", наладившие хорошие партнерские отношения и межпартийные связи. В последние годы в России получила широкую практику идея проведения молодежных лагерей. В этом году на Северном Кавказе состоялось сразу несколько молодежных форумов в самых его красивейших уголках - в Домбае, в Пятигорске на Машуке, в Нальчике. Насколько мне известно, эти лагеря посещали и представители азербайджанской молодежи. А почему бы один из таких лагерей не провести не на северном склоне Кавказских гор, а на южном - в Азербайджане. Общение молодежи обеспечивает решение задач не только политического свойства. Прежде всего, это бесценные человеческие контакты, соревнование идей и предложений. Именно здесь свою активность могли бы проявить политические партии. "Единая Россия" активно патронирует молодежные лагеря на Кавказе. Совместная инициатива с дружественной правящей партией Азербайджана - "Ени Азербайджан" могла бы быть востребована в молодежной среде, которая также активно развивается в Азербайджане. Мы знаем о существовании в Азербайджане множества молодежных структур, работающих на созидание страны и сохранение добрососедских связей с Россией. Большую роль в объединении азербайджанской молодежи в России играет Азербайджанская молодежная организация России (АМОР), которую возглавляет Лейла Алиева. Синергия усилий в этой сфере позволит придать новый импульс нашим отношениям, сблизить новое поколение России и Азербайджана, которое обязано сохранить весь багаж позитива, который был накоплен предыдущими поколениями.

Нельзя обойти вниманием и экономические аспекты сотрудничества между нашими странами и роль в них законодательных властей. Понятно, что основной массив этой работы проводится в рамках совместной межправительственной комиссии, но место законотворческих органов в этом процессе отнюдь не вторично. В формате регионального и приграничного сотрудничества следовало бы активнее развивать контакты на уровне парламентов российских республик Северного Кавказа и азербайджанских парламентариев. Обмен опытом и наработками в области законодательного сопровождения реализации крупных проектов плодотворно сказался бы на имплементации важных и стратегических проектов по развитию региона, в частности принятой недавно правительством Российской Федерации Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Для Азербайджана Стратегия развития СКФО не постороннее явление. Она в той или иной степени затронет весь Кавказ и будет отражаться всем его пространстве. Азербайджан соседствует с Дагестаном, имеет тесные связи с другими российскими республиками, входящими в СКФО. Все это может стимулировать заинтересованность азербайджанских властей в успешной реализации Стратегии. Связь здесь прямая и конкретная - чем лучше и безопаснее будет становиться положение на Северном Кавказе, тем лучше и эффективнее будут развиваться отношения между нашими странами. Парламенты на местных уровнях могут содействовать созданию прозрачной правовой базы для ведения бизнеса, возможно и азербайджанских предпринимателей, которые захотят включиться в процесс восстановления экономики Северного Кавказа и получать гарантии, в том числе и на федеральном уровне.

Еще одна идея, которая могла бы стать востребованной - налаживание сотрудничества между парламентами прикаспийской пятерки. Известно, что статус Каспия вопрос, относящийся, в том числе к правовой плоскости, и именно законодатели, вероятно, будут утверждать соглашение, которого достигнут дипломаты. Предстоящий саммит президентов пяти каспийских стран в Баку может стать хорошей площадкой для диалога относительно создания межпарламентской группы пятерки. Законодательная власть не может оставаться в стороне от процессов урегулирования отношений в каспийском бассейне. В рамках парламентского диалога могут обсуждаться вопросы сохранения биоресурсов моря, сопровождения энергетических проектов. Известно, что азербайджанские депутаты имеют большой опыт рассмотрения нефтяных контрактов, которые в Азербайджане имеют статус законов.

Хотелось бы отметить и позитивное сотрудничество парламентариев наших стран на мировой арене, в международных организациях. Совместная работа наших законодателей в подготовке модельных законов в рамках межпарламентского объединения СНГ показательна во многих отношениях. Считаю, что формат общения в рамках СНГ необходимо удерживать и наполнять его новым содержанием.
25850 просмотров