Вестник Кавказа

Иранская модель регионального порядка

Развитие событий в Сирии изменило региональное равновесие, и сегодня аналитики говорят о новом региональном порядке в Западной Азии. Победа сирийской армии в Алеппо и позитивный прогноз в отношении освободительной операции в иракском Мосуле пошатнули позиции террористов. Eurasia Review в материале Iran At Top Of New Regional Order отмечает, что Саудовская Аравия, которая ввязалась в войну в Йемене, стала свидетелем ослабления ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке и утратила международную репутацию из-за глобальной ненависти к террористам. Катар больше не может заигрывать с фронтом Джабхат ан-Нусра, поскольку даже поддерживаемые Европой сирийские оппозиционеры больше не хотят рассматривать эту террористическую группировку в качестве своего союзника.

В результате подобного развития событий межсирийский диалог в Астане проводится без присутствия сторонников терроризма и при минимальном вмешательстве американцев. Хотя подобные переговоры продолжаются в Женеве и, возможно, европейцы будут на них играть более весомую роль, сейчас события в Сирии заставили трансатлантических игроков покинуть Западную Азию и оставить своих союзников в одиночестве на Ближнем Востоке.

За последние полвека в регионе Западной Азии наблюдались две разные тенденции. Первая стала результатом конфликта между региональными правительствами и участия мировых держав в качестве ”полицейских” региона. После постепенного отстранения Великобритании Соединенные Штаты хорошо освоили эту модель. Вторая тенденция зародилась в период президентства Буша, когда трансатлантические державы, такие как США и Великобритания посредством прямого военного присутствия пытались напрямую, без посредников, изменить порядок в регионе. Предлогом для непосредственного участия был не только внутренний конфликт в регионе, но и возникновение такого явления как терроризм.

Однако теперь, учитывая важную роль, которую сыграл Корпус стражей Исламской революции (КСИР) в Сирии и Ираке, формируется новая модель регионального порядка, и Иран имеет потенциал восстановления стабильности в других странах, вовлеченных в гражданскую войну. Это государство настолько могущественно на дипломатическом уровне, что может затмить других региональных и трансатлантических субъектов, таких как Турция или Россия. В подобной ситуации порядок в регионе определяется высшей региональной властью, а другие субъекты должны определять свои собственные интересы, основываясь на соотношении с интересами высшей власти.

Несомненно, режимы, которые когда-либо получали выгоду от присутствия западных держав в регионе, будут недовольны новым порядком, но арабские страны должны понять, что совместная работа с Ираном над восстановлением стабильности в регионе и прекращением войн в Сирии, Ираке и Йемене - в интересах всех стран. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бахрейн и другие правительства, которые уже заплатили за прямое военное вмешательство США и Великобритании в дела региона, должны понимать, что если им удастся стабилизировать Ближний Восток в сотрудничестве с Ираном, они понесут меньше затрат и им не придется отдавать свои нефтедоллары западным правительствам.

10475 просмотров