Вестник Кавказа

Искоренить из армянской церкви политику безуспешно пытаются уже полтора столетия

Владимир Орлов специально для "Вестника Кавказа"

Начавшийся несколько лет назад мигрантский кризис в Европе был вызван прибытием в Старый свет большого числа беженцев из мусульманских стран. Когда их число превысило допустимые, хотя и неоговоренные законами, нормы, в странах Евросоюза заговорили о возможности межцивилизованного противостояния. Чтобы не допустить проникновения в ЕС радикально настроенных приверженцев группировок, которые основными средствами борьбы считают террор, еврочиновники предпринимают самые разные меры, в том числе и весьма абсурдные, граничащие с исламофобией. Так, на днях премьер-министр Австрии Себастьян Курц принял решение закрыть семь мечетей и изгнать из страны 40 имамов

Россия уже набила себе шишки на пути борьбы с радикализацией, когда в мечети врывались вооруженные люди в масках в поисках сторонников группировок, ставящих своей целью создание "всемирного халифата". Однако если на этом направлении российские власти сегодня успешно сотрудничают с исламским духовенством, и никто уже не говорит об опасности радикализации российской уммы, то с "братьями-христианами", мечтавшими о "воссоздании великой Армении", в свое время возникли большие проблемы.

Сегодня армяне всего мира с горечью вспоминают, как 12 июня 1903 года Российская империя конфисковала имущество Армянской церкви и запретила армянские школы. Интерпретаторы событий 115-летней давности, однако, забывают о том, что вынудило Николая II пойти на этот шаг. Накануне Первой русской революции в армянских церквях и приходах были обнаружены тайники оружия, боеприпасов, нелегальные типографии.

Еще в 1866 году основоположник русской политической журналистики Михаил Катков указывал на необходимость искоренить из армянской церкви политику: "Национальная церковь не может не иметь политического характера, а в данном случае нельзя отрицать, что этот политический характер не вполне тождествен с обязанностями русского подданства". Катков считал, что российские интересы не должны допускать "присутствия в пределах России такого русского подданного, который в то же время считает себя какою-то международною силою". Католикосу он предлагал отказаться "от всякого политического влияния на свою паству, строго ограничиваясь религиозными делами, которых у него немало". (Цитаты по книге "Православие, инославие, иноверие. очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи" Пола Верта).

Катков излагал ситуацию весьма дипломатично, однако современные эксперты пишут об этом проще и понятнее: "Система "промывания мозгов" молодого поколения армян в националистском духе была сформирована еще в XIX столетии путем создания сети "национальных" армянских школ при армянской церкви, которая к тому времени уже давно отошла от христианства и превратилась в национально-террористическую организацию. Какую пагубную роль играет эта система воспитания в молодых армянах отъявленных националистов поняли еще власти Российской империи. В 1903 году император Николай Второй постановил конфисковать имущество армянской церкви и самое главное – отнять у армянской церкви и у армянских националистов воспитание подрастающего поколения армян. Поскольку было очевидно, что тогдашняя система армянского школьного воспитания готовит будущих боевиков и террористов". (Цитата КавказЪплюс")

Причем некоторое эксперты говорят, что указом Николая II о переходе под государственный контроль имущества армянской церкви предусматривалась не конфискация как таковая - имущество оставалось в ведении церкви, а доходы, которые церковь получала от эксплуатации этого имущества, переходили под контроль правительства. Такой шаг был предпринят именно потому, что до 1903 года церковь финансировала террор на территории Османской империи, и правительство Российской империи обязано было положить этому конец.

После подписания императорского указа 1903 года во всех городах Южного Кавказа, где компактно проживало армянское население, начались акции неповиновения, столкновения с полицией и с армией. Католикос Мкртич I Хримян запретил армянским священнослужителям подчиняться царскому указу, и "акции неповиновения" переросли в террор. Жертвами армянских террористических организаций на Южном Кавказе стали российские чиновники - инциаторы и исполнители николаевского указа. В 1903 году член партии "Гнчак" тяжело ранил царского наместника на Кавказе Григория Голицына недалеко от Тифлиса, а в мае 1905 года на центральной площади Баку бомбист-дашнак Драстамат Канаян убил князя, вице-губернатора Михаила Накашидзе.

Как ни печально, предпринятые террористами меры оказались действенными и повлекли за собой восстановление в феврале 1905 года института наместничества во главе с князем Воронцовым-Дашковым, который вскоре добился отмены закона от 1903 года. Николай II подписал указ о возвращении армянской церкви конфискованного имущества, разрешив вновь открыть армянские национальные школы. После этого образование и воспитание армянской молодежи снова "легло на плечи" националистов. Посаженные ими ростки взошли в 1914-1920 годах. Но это уже другая история...

Здесь же заметим, что совсем недавно в ходе общественных волнений в Армении люди выступали за отставку Католикоса всех армян, упрекая высших духовных лиц Армянской апостольской церкви в моральном разложении и превращении церкви в бизнес. Применение светской терминологии к иерарху церкви еще раз подтвердило тот факт, что ААЦ активно продолжает заниматься экономической и политической деятельностью. Стоит ли говорить, что католикос не собирается отказываться от сана или уходить в отставку.

25385 просмотров