Вестник Кавказа

Как будут развиваться отношения между Россией и АСЕАН

New Strait Times

В ближайшие несколько лет отношения между Россией и АСЕАН будут развиваться медленно и постепенно, утверждают аналитики издания New Strait Times в материале Russia-Asean relations: Where Are they headed? Свою точку зрения они объясняют четырьмя факторами.

Во-первых, у России, в отличие от Китая и США, не было традиционно крепких отношений с Юго-Восточной Азией, за исключением Вьетнама и Индонезии в 1960-х годах.

Во-вторых, без значимых экономических или торговых связей взаимовыгодные отношения не могут развиваться. По данным секретариата АСЕАН, по состоянию на ноябрь прошлого года общий торговый оборот между АСЕАН и Россией составил всего $13,3 млрд , в то время как с Китаем - $345 млрд, а с США - $212 млрд. Даже президент Владимир Путин отметил, что ”это скромная цифра по сравнению с торговлей с другими странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе”.

В-третьих, в России не были выделены необходимые время, энергия и ресурсы для развития отношений с АСЕАН. Российские лидеры и топ-менеджеры были ориентированы на Европу и США.

В-четвертых, напряженность в отношениях России с США и Европейским союзом, кризис на Украине и в Сирии, а также отношения с Китаем будут занимать большую часть внимания России в течение ближайших нескольких лет. Если Путин победит на выборах 2018 года, то его энергия и внимание в течение очередного срока будут сосредоточены на консолидации своего наследия. В международных делах он сосредоточится на областях, имеющих решающее значение для внешней политики России, таких как США, Украина и Сирия, а не страны АСЕАН.

Самая важная задача - реализовать экономический потенциал в отношениях. Обзор отношений АСЕАН и России, опубликованный в октябре 2017 года, предлагает, что социально-культурное и политическое сотрудничестве будет продвигаться вперед, но именно экономический аспект будет способствовать усилению взаимосвязей.

В своей речи на саммите Россия-АСЕАН в Сочи в мае прошлого года Путин отметил сотрудничество в проектах сельского хозяйства, нефти и газа, совместных технологиях и инновационных альянсах, в сфере топлива и энергетики, железнодорожного строительства, а также в создании российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Учитывая роль России в качестве крупнейшего экспортера энергоресурсов во всем мире, Путин заявил, что Россия может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии в странах АСЕАН, поставляя энергию на долгосрочную перспективу. Он также предложил АСЕАН проекты российских АЭС нового поколения. Энергия рассматривается как перспективная область для сотрудничества между АСЕАН и Россией, включая гражданскую ядерную энергетику. Однако здесь есть некоторые оговорки.

Во-первых, некоторые страны АСЕАН сами производят и экспортируют энергоресурсы (Индонезия, Малайзия и Бруней).

Во-вторых, ядерная энергетика, ставшая реальной альтернативой ископаемым видам топлива и возобновляемым источникам энергии, еще не укрепилась в АСЕАН. Доктор Санджай Куттан, программный директор Института энергетических исследований Технологического университета в Наньяне, отмечает, что, учитывая высокую стоимость и соображения безопасности, ”ядерная энергетика появится в энергетическом комплексе АСЕАН как минимум только через 20 лет”. 

В-третьих, в отношении сотрудничества в области содействия использованию возобновляемых источников энергии в Москве появились противоречивые сигналы. Глава российской ”Роснефти” Игорь Сечин заявил в июне, что ”возобновляемые источники энергии пока не могут обеспечить необходимый объем, чтобы заменить традиционные энергетические ресурсы и предложить устойчивое энергоснабжение”.

Эксперты считают, что в течение ближайших 10 лет газовая, гидроэлектроэнергетика, а также солнечная энергетика будут покрывать потребности в электроэнергии. В долгосрочной перспективе потребление угля и газа снизится, что приведет к массовому росту солнечных, гидроэнергетических, береговых и оффшорных ветряных электростанций и использованию двух третей неископаемых видов топлива, составляющих энергетическую смесь. Если считать этот прогноз верным, то можно поставить под сомнение предположения, что энергетическое сотрудничество между Россией и АСЕАН будет осуществлено в долгосрочной перспективе.

Яркое пятно в экономических связях России с АСЕАН - продажа оружия. Согласно докладу Chatham House за март 2017 года, ”Азия - самый важный экспортный рынок для российского оружия”. Однако продажи оружия не могут стать прочной основой отношений между АСЕАН и Россией, учитывая их одновекторный характер. Более того, США остаются основным источником поставок для АСЕАН.

Для повышения уровня экономического взаимодействия требуется большие усилия политического руководства и делового мира с обеих сторон. Эксперты по АСЕАН в России, вероятно, будут продолжать настаивать на более значимых отношениях, особенно в экономической и торговой сфере. Однако остается открытым вопрос о том, смогут ли они оказывать достаточное влияние на своих ведущих политических и деловых лидеров для принятия необходимых решений.

13725 просмотров