Вестник Кавказа

Конфликт между парламентом Грузии и президентом страны нарастает

Radio Free Europe/Radio Liberty
Конфликт между парламентом Грузии и президентом страны нарастает
© Фото: Сайт президента Грузии

За последние несколько недель давние напряженные отношения между президентом Грузии Георгием Маргвелашвили и правящей партией ”Грузинская мечта” достигли нового уровня враждебности. Объявив три месяца назад, что он не будет участвовать в работе комиссии, которой поручено подготовить проект новой конституции, потому что не был назначен сопредседателем, Маргвелашвили начал собственную кампанию по сбору мнений граждан о том, как должна выглядеть конституция. Это несмотря на то, что проект, над которым в настоящее время работает комиссия, будет опубликован для всенародного обсуждения.

Центральное место в споре занимает вопрос о том, каким образом должен избираться президент Грузии: в ходе общенационального голосования или парламентом. ”Грузинская мечта”, которая имеет конституционное большинство в парламенте, избранном в октябре 2016 года, выступает за отмену прямых выборов. В соответствии с конституционными поправками, принятыми в 2010 году, полномочия президента были переданы премьер-министру, который, таким образом, стал самым могущественным официальным лицом страны. Правда, президент остается номинальным главой государства и главнокомандующим, но он больше не формулирует внутреннюю или внешнюю политику, а также лишен права законодательной инициативы, созыва чрезвычайной сессии парламента и назначения референдума.

Однако Маргвелашвили, срок полномочий которого истекает в конце 2018 года, настаивает на том, что грузинский народ имеет право избирать президента. Такую же позицию поддерживают две фракции, на которые недавно распалось ”Единое национальное движение” и которые стремятся, где возможно, дискредитировать и подорвать любую инициативу ”Грузинской мечты”. Маргвелашвили выдвинут на пост президенты от  ”Грузинской мечты” весной 2013 года тогдашним премьер-министром Бидзиной Иванишвили, и был избран в октябре того же года 62% голосов по сравнению с 22%, которые получил кандидат от ЕНД Давид Бакрадзе. Только после выборов три года назад конституционные изменения вступил в силу.

Иванишвили подал в отставку вскоре после этих выборов, и его преемником на посту премьер-министра стал министр внутренних дел Ираклий Гарибашвили, который на 13  лет моложе Маргвелашвили. Отношения между ними напряженные. Георгий Квирикашили, который был назначен премьер-министром в декабре 2015 года после внезапной отставки Гарибашвили, стремился выстроить отношения с президентом, несмотря на порой некорректные высказывания Маргвелашвили и его неустойчивое поведение.

Еще до того, как конституционная комиссия парламента провела первую сессию в конце декабря, возможность отмены прямых выборов президента находилась на стадии обсуждения. Маргвелашвили неоднократно критиковал это предложение как необоснованное. Interpressnews.ge цитирует его заявление от 7 февраля, сделанное в эфире Iberia TV: ″Грузинский народ должен иметь возможность избирать своего президента. Я до сих пор не услышал ни одного убедительного аргумента, почему это право должно быть отнято у нас и передано кому-то еще”.

”Грузинская мечта” тогда предложила компромиссный вариант. Спикер парламента Ираклий Кобахидзе заявил: ″Чтобы исключить спекуляции, правящая партия считает целесообразным, что в 2018 году президент должен избираться прямым всенародным голосованием, а переход к косвенным выборам должен произойти только в 2023 году″. С учетом конституционного ограничения на нахождение на посту президента не более двух сроков подряд, Маргвелашвили не будут иметь право участвовать в этом голосовании. Предложенный компромисс лишь обострил ситуацию. Маргвелашвили публично использовал компромиссное предложение для давления на общество и сохранение прямых выборов. В то же время, он продолжал заявлять, что предлагаемая отмена прямых выборов направлена лично против него.

Глава президентской администрации Георгий Абашишвили предположил в начале марта, что создание конституционной комиссии было просто ширмой для принятия "конкретного решения”, явно подразумевая отмену прямых выборов. Кобахидзе отрицает, что предложение об отсрочке отмены прямых выборов было принято под давлением со стороны широкой общественности. Он предупрелил, что если Маргвелашвили продолжит делать "неправильные комментарии", то комиссия может отозвать предложение и вместо него провести непрямые выборы президента в 2018 году. Леван Бежуашвили, один из лидеров ”Единого национального движения”, описал это заявление как "реакцию раздраженного и оскорбленного ребенка", в то время как Абашишвили потребовал обоснований для конституционных изменений.

Парламентарий Вахтанг Хмаладзе, член конституционной комиссии и один из соавторов Конституции 1995 года, признал, что заявление Кобахидзе  было неуместно, хотя он был еще более критичен по отношению к Маргвелашвили.

10 марта Маргвелашвили созвал специальную пресс-конференцию, на которую были приглашены представители общественных организаций и иностранные дипломаты. В ходе конференции он объявил о том, что Конституция принадлежит всему обществу. Civil.ge цитирует его, подчеркивая, что эта кампания была задумана не как альтернатива обсуждения парламентской комиссии, а как дополнение демократического процесса. Пресс-конференция совпала по времени с пленарной сессией парламента и члены парламентской ”Грузинской мечты” на ней не присутствовали.

Кобахидзе, который в отличие от Маргвелашвили является дипломированным специалистом по конституционному праву, истолковал инициативу Маргвелашвили как преднамеренное нарушение работы парламента и конституционной комиссии, а также демонстрацию прискорбного отсутствия уважения к парламенту как к институту. Он напомнил, что только парламент уполномочен проводить процесс публичного рассмотрения предложенных конституционных изменений, и попросил к Маргвелашвили ”отбросить свои узкие политические интересы" и вовлечь себя в работу Конституционной комиссии.

Маргвелашвили до сих пор не ответил на этот призыв и не прокомментировал новое предложение Хмаладзе, объявленное на прошлой неделе. Предложение заключается в том, что президент должен избираться 150 законодателями и 150 представителями местных органов власти, что представляет собой отход от предложения комиссии отложить отмену прямых выборов на пост президента. Хмаладзе считает, что данное решение увеличит легитимность избирательного процесса.

Спор по поводу избрания президента, вероятно, станет жестче в начале апреля, когда Маргвелашвили планирует выступить с ежегодным посланием к парламенту. Хотя, вероятно, его затмит президентское вето от  20 марта, наложенное на пересмотренный закон об электронном наблюдении, который парламент принял в третьем и окончательном чтении три недели назад.

14000 просмотров