Вестник Кавказа

США не признали Армению государством-агрессором, зато ввели санкции против России

"Хюрриет"

Возможная отмена Дональдом Трампом некоторых санкций, которые были введены против России, обеспокоила как СМИ, так и экспертов, которые считают, что подобные действия могут повлиять на международное законодательство самым негативным образом. Хотя в этом есть некоторая доля правды, ситуация гораздо сложнее, когда дело доходит до реального соблюдения норм международного права в глобальном масштабе.

На самом деле, когда вводятся санкции в отношении государства за нарушения международного права, они должны служить инструментом, заставляющим государство соблюдать правила и нормы международного права. И это правильно. Тем не менее в средствах массовой информации редко объясняется, почему Соединенные Штаты решили ввести санкции в отношении России в одностороннем порядке - хотя их решению последовали некоторые союзники в Европе. Факт в том, что многие нормы современного международного права прописаны Уставе Организации Объединенных Наций, одного из основополагающих документов мирового порядка, в котором мы сейчас живем.

Все члены ООН связаны нормами, которые включены в устав, и согласны следовать этим нормам на международном уровне. Устав был создан Советом безопасности ООН, который призван поддерживать международный мир и безопасность. Этот орган состоит из постоянных и непостоянных членов. Состав последних изменяется в зависимости от конкретной процедуры, в то время как первые остаются постоянными членами Совета безопасности с конца Второй мировой войны. Конфликтные ситуации между государствами (например, между Россией и Украиной) подпадают под юрисдикцию Совета безопасности, который имеет полномочия налагать санкции на основе решений своих членов. Это законная процедура принятия решения международным сообществом в отношении государства, нарушившего нормы международного законодательства. И решение по поводу введения санкций экономического, военного или иного характера принимается на основе общепринятых норм международного права.

Возникает вопрос, почему же США не выбрали этот путь, чтобы узаконить санкции против России через ООН при поддержке международного сообщества? Простой ответ заключается в том, что на решения Совета безопасности может быть наложено вето любым из его постоянных членов, и одним из них является Россия. Это наводит на мысль о том, что США не смогли соблюсти нормы международного права посредством обычной процедуры.

США ввели односторонние санкции против России, что не запрещено международным правом.

Однако когда США действует в одностороннем порядке, то это политическое решение правительства США, а не международного сообщества. Кроме того, исполнение любого закона (в том числе международного права) является эффективным и имеет желаемый эффект только тогда, когда он применяется ко всем субъектам права в равной степени, без дискриминации. Проще говоря, закон должен быть одинаковым для всех, именно поэтому коллективные решения в ходе процедур ООН имеют большое значение.

Печально, но факт заключается в том, что США не применяют одинаковые правила и действия для всех государств, когда речь идет о международном праве. Ярким примером является оккупация Арменией Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов Азербайджана. Оккупация была отмечена в многочисленных международно-правовых документах и даже в решении международных судебных органов, которые работают конкретно с международным правом. Тем не менее США не признали Армению государством-агрессором и не ввели никаких санкций в отношении него, несмотря на то, что ситуация остается нерешенной с начала 1990-х годов. С другой стороны, США ввели санкции против России практически без международно-правовых документов или решений международных организаций, которые необходимы для их поддержки, игнорируя при этом точно такую же ситуацию в соседнем с Россией государстве.

Если США могут ввести санкции в отношении ядерной державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН, то очевидно, что они могут это сделать и в отношении Армении. Это наводит на мысль о том, что санкции призваны не соблюдать нормы международного права и его принципы, а являются действием на международной арене, которое отражает недовольство противником. Таким образом, международное право не пострадает от частичной или даже полной отмены санкций в отношении России, поскольку соблюдение международного права не было изначальной целью санкций. Откровенно говоря, эти санкции оказались неэффективными в отношении России, так как не изменили позицию Москвы по ситуации в Украине, и до сих пор не были достигнуты желаемые США результаты.

Д-р Камаль Макили-Алиев независимый аналитик и ученый, специализирующийся в области международных отношений, вооруженных конфликтов, безопасности и обороны.

41200 просмотров