Вестник Кавказа

США упустили возможность в отношении Южно-Китайского моря

The Diplomat

На прошлой неделе Соединенные Штаты и Китай провели свой первый в истории диалог по вопросам дипломатии и безопасности. Формат встречи был определен в ходе апрельского саммита во Флориде. С американской стороны на переговорах участвуют государственный секретарь Рекс Тиллерсон и глава Пентагона Джеймс Мэттис, а с китайской — член Госсовета КНР Ян Цзечи и начальник объединенного Генерального штаба Центрального военного совета КНР генерал Фан Фэнхуэй.

Как пишет The Diplomat с статье US-China Talks in Washington Were Another Missed Opportunity on the South China Sea, диалог по вопросам дипломатии и безопасности прошел в рамках серии двусторонних встреч, проводимых после упразднения Стратегического и экономического диалога в 2016 году. На встрече в доминировал северокорейский вопрос. Он проходил через несколько недель после того, как администрация Трампа санкционировала свою первую операцию свободы судоходства  в Южно-Китайском море. Поэтому ожидалось, что в ходе переговоров также будут затронуты морские споры и свобода судоходства, но Соединенные Штаты, похоже, упустили возможность урегулирования ситуации в отношении Южно-Китайского моря.

Подобно встрече на высшем уровне между Трампом и лидером Китая Си Цзиньпином в Мар-а-Лаго в начале этого года, дипломатический диалог не привел к совместному отчету США и Китая по результатам встречи. Вместо этого Тиллерсон и Мэттис провели пресс-конференцию, в которой изложили результаты с американской позиции, а государственное новостное агентство КНР «Синьхуа» опубликовало китайскую расшифровку переговоров.

И на пресс-конференции в США, и в китайской расшифровке упоминается Южно-Китайское море, но содержание разнится.

Тиллерсон, например, сказал следующее: ”У нас был откровенный обмен мнениями по вопросу Южно-Китайского моря. Секретарь Мэттис четко обозначил, что позиция США остается неизменной. Мы выступаем против изменений статусе-кво, которые произошли в результате милитаризации форпостов в Южно-Китайском море и чрезмерных морских требований, не подкрепленных международным правом. Мы поддерживаем свободу судоходства и перелетов. С учетом этого Китай взял на себя обязательство разрешать свои споры мирным путем и в соответствии с признанными принципами международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву (ЮНКЛОС)”.

Между тем, «Синьхуа» пишет: "По вопросу о Южно-Китайском море Китай отметил, что имеет неоспоримое право на острова в Южно-Китайском море и на прибрежные воды, а также  полное право защищать их суверенитет и морские права”. Китайский документ повторяет позицию КНР, которая регулярно звучит на пресс-конференциях. Также неудивительно, что в статье «Синьхуа» отсутствуют дополнительные детали, хотя в ходе личных бесед, несомненно, был затронут более широкий спектр тем.

Заявление Тиллерсона примечательно тем, что он в определенной степени оправдал поведение Китая в Южно-Китайском море, сказав, что Китай привержен разрешению споров ”в соответствии с признанными принципами международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву”. Это означает повторение китайских аргументов в отношении Южно-Китайского моря. Пекин продолжает пренебрегать прошлогодним обязательным решением трибунала Постоянной палаты третейского суда, в результате которого претензии Китая в Южно-Китайском море были признаны недействительными.

На протяжении многих лет Китай сочетал постепенную экспансию в Южно-Китайском море с тщательным дипломатическим и юридическим обоснованием, которое направлено на смягчение поведения государства в рамках международно признанных правовых рамок, включая ЮНКЛОС. Для госсекретаря США  скептически отметить приверженность Китая ЮНКЛОС, не ссылаясь на результаты прошлогоднего решения суда, - упущенная возможность.

Администрация Трампа не особенно продвинулась в политике администрации Обамы в отношении Южно-Китайского моря. Ни США, ни Китай не изменили своих прошлогодних позиций. Основное изменение со стороны Пекина касалось региональной дипломатии: он добился значительного сближения с претендующими на Южно-Китайское море государствами Юго-Восточной Азии через Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), установив консенсус в отношении проекта рамочного документа кодекса поведения. За исключением одинокого судна, находящегося вблизи рифа Мисчифа в рамках операции свободы судоходства, администрация Трампа в основном плывет по течению в отношении Южно-Китайского моря. Диалог по вопросам дипломатии и безопасности не изменил ситуацию.

12375 просмотров