Вестник Кавказа

Применим ли опыт Северной Ирландии для Нагорного Карабаха?

"Сабах"

Вторая карабахская война окончена, теперь в регионе мир. Но мир - это не просто отсутствие войны, но и урегулирование, которое сделает невозможным и нежелательным любое будущее противостояние, пишет Пэт Уолш, ирландский историк и политический аналитик в материале Best road map for post-Karabakh war process для турецкой "Сабах". В поисках путей окончательного урегулирования в Карабахе не лишним будет изучить политические структуры, которые были созданы в Северной Ирландии в 1998 году, чтобы учесть различные интересы и сделать возможным примирение между двумя разделенными общинами.

После 28-летнего конфликта на севере Ирландии было подписано мирное Белфастское соглашение 1998 года. Несмотря на некоторые сложности, оно выдержало испытание временем. В договоре есть ряд элементов, которые можно было бы применить к карабахскому конфликту, чтобы способствовать установлению долгосрочного мира и укреплению стабильности. Компромисс между двумя странами, разделяющими одну и ту же территорию, предполагает поиск решения, в рамках которого народы смогут мирно сосуществовать на одной территории.

Прежний армянский режим попытался решить национальный вопрос, полностью устранив один из народов. Ничего хорошего не вышло, и предпринимать такую попытку снова не стоит. Если армянское население части Нагорного Карабаха будет изолировано от своих азербайджанских соседей, будет прискорбно, если эти люди так и останутся жить в замкнутом анклавом в азербайджанском государстве, охраняемом российскими миротворцами. Подобный ”осадный менталитет” не будет способствовать построению хороших отношений между двумя народами Карабаха. Уроки Северной Ирландии демонстрируют, что необходимо развивать взаимное доверие и заинтересованность, чтобы урегулировать конфликтные отношения. Но как же это сделать?

Урегулирование на севере Ирландии было основано на создании связей во всех сферах. Во-первых, существовала внутренняя договоренность, которая предусматривала создание инклюзивного правительства с разделением власти и полномочий в отношении местных аспектов, таких как экономика, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, инфраструктура и правоохранительные органы. Правительство представляло собой коалицию, в которую входили министры от каждой общины и возглавлялась двумя первыми министрами. Применительно к Карабаху, в регионе можно было бы создать кабинет, состоящий из равного числа армян и азербайджанцев, разделяющих исполнительную власть.

Местное законодательное собрание, состоящее из представителей обеих общин, избираемых на пропорциональной основе, также составляет консоциальную структуру в Северной Ирландии и может быть моделью для Карабаха. С его помощью может быть обеспечено разделение власти, при котором два народа должны взаимодействовать друг с другом на основе равенства, с предоставлением каждому из них права вето в законодательных вопросах для защиты прав и интересов всех. Законодательные меры по обеспечению культурного и экономического равенства также важный аспект взаимодействия.

Несомненно, возникнет вопрос о том, какими могут быть численность и состав населения нового Карабаха. Было бы лучше сформировать автономную область из примерно равного населения армян и азербайджанцев, разделяющих одни и те же местные проблемы. Это устранит потенциальную проблему меньшинств, с которой всегда сталкивается одно из сообществ.

Как и в Северной Ирландии, правопорядок и справедливость, приемлемые для обоих народов, могут быть обеспечены за счет набора равного количества представителей двух национальностей в местную полицию. У них должна быть своя униформа и не должно быть оружия. Передача гражданского оружия должна проводиться под контролем миротворческих сил. Только государственные военные и миротворцы будут иметь оружие.

Как и в Белфастском соглашении, более широкие отношения между Арменией и Азербайджаном могут развиваться через межправительственный совет, в котором соответствующие министры иностранных дел и другие  министры будут работать вместе, консультируясь и сотрудничая в общих интересах.

Должны обсуждаться такие вопросы, как региональная энергетическая безопасность, развитие инфраструктурных проектов, экономические ресурсы и туризм. Цель заключается в развитии отношений между армянами и азербайджанцами в гармоничном и взаимовыгодном направлении. Было бы желательно привлечь к такому совету представителей Грузии, чтобы построить более широкую региональную правительственную структуру по образцу старой закавказской модели.

Такой процесс важен, в частности, для Армении. Из-за оккупации страна была изолирована от остального региона на три десятилетия. У Азербайджана есть преимущества за счет того, что он является коридором торговых и транспортных связей ”Восток-Запад” и ”Север-Юг”. Армения могла бы быть интегрирована в более широкую экономическую сферу, а также в маршруты поставок энергоресурсов, которые по необходимости обходили страну и в итоге превратили Азербайджан в процветающее государство. Армения при новом устройстве сможет развиваться, ее население начнет расти, а большое количество рабочих-мигрантов вернется домой к своим семьям.

Все эти связи на исполнительном и законодательном уровнях, внутри страны и на региональном уровне, помогли бы построить хорошие отношения и взаимозависимость между народами и государствами, ранее находившимися в конфликте. Уверенность друг в друге разовьется, а барьеры и стереотипы будут разрушены. На смену разногласиям прошлого может прийти развитие братских отношений в более долгосрочной перспективе.

В краткосрочной перспективе надзорные полномочия России и Турции будут играть жизненно важную роль. Эти силы, работая в тесном сотрудничестве, смогут обеспечить региональную безопасность и стабильность. Все будут объединены общей целью на благо друг друга. Потенциал этого жизненно важного геостратегического региона в сердце Евразии может быть реализован, что приведет к восстановлению Карабаха и обогащению его населения. Конечно, на пути к миру возникнут проблемы, некоторые из которых могут поставить под угрозу само существование такого проекта. Однако несовершенный мир всегда будет предпочтительнее самой совершенной войны.

***

Недавно в программе "Соседи" на "Вестнике Кавказа" политолог, эксперт думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Куликов заявил: "Мы обсуждаем вопрос принципиального устройства всего кавказского конгломерата как возможной конфедерации кавказских народов, в которой уравновешивались бы права, уравновешивались бы интересы. Это, в принципе, возможно сделать. Швейцария - понятный пример. Кстати, конституцию Швейцарии конфедерации написал Александр I и вручил швейцарцам, сказав: ”Все, хватит друг друга резать, вот, живите по конституции, которую я вам вручаю”. Швейцарцы приняли конституцию, организовали конфедерацию, перестали друг друга резать".

Напомним, что идею создания конфедерации стран Закавказья еще 1918 году предложил азербайджанский общественный и государственный деятель, юрист и журналист, депутат первой Государственной думы России (1906), председатель парламента Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920) Алимардан бек Топчибаши. В 1934 году состоялся съезд кавказцев, на котором был принят пакт о создании Кавказской конфедерации, то есть кавказского государства в эмиграции.

25000 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ