Вестник Кавказа

«Тайна Марухского ледника» - Дыхание лавин

Владимир Гнеушев, Андрей Попутько, «Тайна Марухского ледника»

Проект 1941-2011: ВК публикует фрагменты книги Владимира Гнеушева и Андрея Попутько «Тайна Марухского ледника»

Декабрь был снежным. Продолжался снегопад. В горах он особенный. Что-то есть в этом чуде природы - и прекрасное, и трагическое. Ночь. В таинственной тишине замерли горы. Как будто замерла и война. Белой попоной покрыты вершины скал. Из ущелья просматривается лишь кусочек неба. И вот из этой кромешной черноты срываются огромные хлопья снега. Еще миг - и воздух превращается в сплошную белую массу. Кажется, что от этих гор до самого неба ничего больше нет на свете, кроме мертвецки бледной стены. За сутки снежный покров достигает более метра. И тогда горы, почувствовав на тебе огромную тяжесть, пытаются сбросить ее. Маленький комочек снега, случайно сорвавшийся с вершины, очень быстро увеличивается в своих размерах и со страшным гулом, как смерч, обрушивается вниз, сметая на своем пути все живое я мертвое. Лавина с корнями выворачивает вековые деревья, захватывает с собой многотонные валуны и летит в ущелье с дьявольской силой. Громовое эхо раскатывается вокруг, вызывая новые обвалы. Человеку, впервые попавшему в горы, трудно бывает определить: то ли это разбушевавшаяся стихия, то ли громовые раскаты самой мощной артиллерийской канонады.
Даже в такие дни батальоны всегда были начеку. Дозорные группы второго батальона прикрывали правый фланг обороны 810-го полка до горы Марух-Баши.
В центре находились дозорные группы первого батальона.
Третий батальон оборонял Наурский перевал и частично перевал Нарзан. Он был отдален от полка. Комбат старший лейтенант Свистильниченко и комиссар Расторгуев чувствовали на себе особую ответственность. Батальонам были приданы специальные горнострелковые альпинистские отряды, которые всегда бросались туда, где надо было "заклинить" брешь, прикрыть "белые пятна" в обороне.
810-й полк оборонял также перевалы Аданге и другие, что были "на отшибе". Там находился сводный отряд во главе с заместителем командира полка по строевой части майором Кириленко. Уже как-то сложилась традиция в полку, что "майор Вперед" находился всегда там, где трудно и опасно, где был прорыв и нужна особая сила воли. Майор Смирнов, передавая полк Титову и прощаясь с ним, сказал:
- Берегите своего заместителя майора Кириленко. Он всегда вас выручит.
И Титов убедился, что это именно так. Смелый, горячий, он всегда был на передовой линии. Его больше знали солдаты, чем работники штаба полка.
Батальоны были доведены до штатной численности. Хорошо построена оборона. Впереди выдвинуты сторожевые заставы автоматчиков, ярусами расположены узлы сопротивления с ручными и станковыми пулеметами.
Майор Коваленко был доволен офицерами штаба. Особенно своим первым помощником старшим лейтенантом Ореховым. Его взяли в штаб полка со второго батальона. Поэтому он скучал по своему батальону.
Особое удовлетворение получал Орехов, когда выпадал случай посетить свой батальон.
- Все равно что побывал дома,- говорил он начальнику штаба.
Однажды Орехов доложил Титову, что в районе обороны второго батальона замечена активность противника.
- Как бы егеря не отрезали,- высказал опасение Орехов.
- Понимаю, тебе надо сходить "домой", - сказал командир полка.
- Нет. Я всерьез говорю, товарищ майор. Разрешите мне с разведчиками пробиться туда. Титов на мгновение задумался:
- Хорошо. Согласен. Только и я пойду с вами.
- Ну уж это напрасно, товарищ майор. Вы что, мне не доверяете?
- Это ты глупости говоришь.
- Поймите, сейчас очень трудно туда пробраться,- пытался уговорить командира полка Орехов.
- Как это понимать? Мне трудно, а тебе нет? В разговор вмешался Коваленко:
- Зря рисковать не следует.
- А ты по какому уставу рисковал, когда самовольно ушел в дозор и чуть было там дуба не дал,- уколол Титов начальника штаба...

Продолжение следует...
21660 просмотров