Вестник Кавказа

Армении некуда давать урожай

Давид Степанян, Ереван
Армении некуда давать урожай
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
2012 год в Армении выдался урожайным. Фрукты и овощи заполонили не только поля Араратской долины - главной плодоовощной житницы, но и остальных регионов республики. Однако обильный урожай принес крестьянам новые заботы, которые власть при всем старании решить не в состоянии. Владельцы садовых участков не только не обросли дополнительными доходами, но и потеряли внушительную часть тех крох, которые зарабатывали тяжелым трудом в прежние годы.

Предложение персиков, слив, винограда и некоторых овощных культур значительно превысило спрос, в результате их средняя цена в магазинах Еревана колеблется в пределах 100-500 драмов (0,25-1,25 дол). Причем эту цену формируют перепродавцы, которые платят садоводам в лучшем случае ее половину, а иногда и треть. Но и за эту цену реализовать результаты своего кропотливого труда крестьянам практически не удается, поскольку Ереван не может потреблять фрукты и овощи в таких количествах, в которых сейчас предлагает его село.

В результате крестьяне пытаются сдать перерабатывающим предприятиям выращенный продукт, к примеру, тот же персик, за смехотворную сумму в 50 драмов (0,13 дол) за кг. Перерабатывающие предприятия (к примеру, консервный завод “Бородино” в Араратской области или компания “Спайка”, занимающаяся экспортом фруктов и овощей из Армении) отбирают наиболее понравившиеся плоды, выбрасывая остальные. Но и эти копейки практически все перерабатывающие и закупочные предприятия платят крестьянам не сразу, а в лучшем случае через несколько месяцев, предварительно прокрутив их в аффилированных с банках. Крестьянам же, чтобы выжить, приходится брать кредиты… все в тех же банках, до тех пор, пока им соизволят отдать их собственные деньги.

Между тем армянские фрукты и овощи пользуются спросом в связи с их экологичностью в первую очередь в России, где цены на фрукты и овощи в десятки раз превышают армянские. И Армения вполне могла бы организовать даже по льготным ценам на государственном уровне экспорт качественной сельхозпродукции в Россию, не говоря о других странах СНГ, вместо того, чтобы позволить части урожая гнить на полях и в садах. На этом фоне возникает закономерный вопрос, что, собственно, мешает армянским фермерам самостоятельно организовать экспорт собственной продукции за рубеж, неужели высокое налогообложение?

Как пояснил «ВК» исполнительный директор занимающейся международными перевозками транспортной компании “Апавен” Гагик Агаджанян, экспортеры фруктов, как, впрочем, и любой другой продукции помеченной made in Armenia на территории республики налогами не облагаются. Механизмы обычные, а таможенное оформление груза на границе осуществляется на основе документов предоставленных главами общин, в которых были закуплены или выращены фрукты, после чего перевозчику предоставляется экспортная декларация. Верхний Ларс открыт, передвижение автотранспорта по территории Грузии затруднений не представляет, а незаконными поборами грузоперевозчики облагаются лишь на территории северокавказских республик. Впрочем, и с этим неприятным явлением, по словам транспортника, российские власти последовательно борются. Таким образом, на первый взгляд, экспорту плодоовощных культур из Армении ничего не мешает, во всяком случае, со стороны властей. Однако налоговое законодательство Армении предусматривает налогообложение любого экспортируемого товара 20-процентным НДС.

После этого сумма экспортеру-производителю государством возвращается, правда, в течение года. Откуда крестьянину, мелкому фермеру взять деньги для уплаты НДС и дожидаться этих денег целый год и на что при этом существовать, непонятно. Власти, впрочем, сложа руки, не сидят. По мнению замминистра сельского хозяйства Армении Роберта Макаряна, если перерабатывающие и экспортирующие предприятия Армении будут работать, используя все имеющиеся мощности, проблем с реализацией сельхозпродуктов у республики не будет. Создан аж целый оперативный штаб, наблюдающий за сбором, заготовкой и экспортом урожая в этом году. Следит за ситуацией и президент Серж Саргсян, надавивший на собственников армянских перерабатывающих предприятий и заявивший, что “закупочная цена на виноград в 140 драмов за кг - хорошая цена для хорошего винограда". После окрика главы государства собственники армянских заводов зашевелились, и ситуация вроде бы сдвинулась с мертвой точки.

Исполнительный директор крупнейшего перерабатывающего предприятия Армении Ереванского коньячного завода (ЕКЗ) Ара Григорян, посчитав президентские 140 драмов “золотой серединой”, решил заготовить в 2012 году 24 тыс. тонн винограда, что на 3 тыс. тонн больше, чем в прошлом. По его словам, с фермерскими хозяйствами же заключены договоры на заготовку этого объема винограда, а закупки начались с 10 сентября. В 2012 году ЕКЗ (100-процентный акционер - группа Pernod Ricard), решил поднять закупочные цены на виноград до 140 драмов. Григорян заявил, что с весны 2013 года ЕКЗ перейдет на долгосрочные договорные отношения с крестьянами, с которыми будут заключаться договоры о закупке винограда сроком до девяти лет. По его мнению, это даст возможность крестьянам решать не только сегодняшние сиюминутные проблемы, а планировать свой бизнес на перспективу, развивать виноградники и получать с них боле высокие урожаи. Долгосрочные контракты также позволят крестьянам договариваться с банками о привлечении кредитов на развитие.

В республике произошло и другое знаменательное событие - ввод в эксплуатацию нового завода по переработке абрикосов, персиков, яблок, слив и томатов. Знаменательность события в том, что принадлежащий компании Euroterm завод является единственным в перерабатывающей отрасли республики, который построен с нуля и оснащен новым современным европейским оборудованием, что позволит ежедневно загружать его мощности 300-350 тоннами фруктов и овощей. Euroterm экспортирует порядка 70% своей продукции в Россию, США, Францию, Германию, ОАЭ, Казахстан и Австралию.

Однако все это единичные случаи, неспособные разрешить проблему реализации армянской сельхозпродукции. Чтобы понять причины ее возникновения следует вернуться к временам развала Советского Союза, когда новое армянское руководство с удвоенным рвением начало воплощать в жизнь свои новаторские изыскания. Так уж получилось, что в первую очередь новаторство армянских реформаторов ударило по сфере сельского хозяйства, которое в начале 1990-х было ими успешно развалено на основе принципа “землю крестьянам”. Результаты этого непродуманного шага налицо и сегодня, последним проявлением чего стала неутешительная ситуация в садах и полях в этом году. Во всех случаях проблема с реализацией фруктов и овощей, мешающая развитию сельского хозяйства в Армении, неизменно упирается в раздробленность сельских хозяйств и разбросанность земельных наделов. В результате грабительской приватизации 1990-х в маленькой Армении было создано 430 тыс. фермерских хозяйств - цифра просто абсурдная, поскольку в той же огромной по сравнению с ней Финляндии фермерских хозяйств всего 67 тысяч. При этом, по данным Минсельхоза, посевные площади в Армении составляют 470 тыс. га, т.е. на одно хозяйство приходится в среднем всего лишь 1,1 га земли. Между тем, оптимальный размер фермы, по мнению специалистов сферы к которым обратился «ВК», должен составлять примерно 100 га. Это позволяет обеспечить постоянное чередование сельхозкультур, решить вопросы полива, удобрений, эффективно использовать технику, а главное эффективно организовать реализацию продукта. При этом число людей, занятых в сельском хозяйстве Армении составляет 46% против 2-6% в развитых странах. В этих условиях говорить о возможностях самостоятельного налаживания экспорта продукции армянским крестьянином просто смешно, как, впрочем, и о возможности получения доходов с такого мизерного клочка земли.

Все эти "результаты" достигнуты после беспрерывных 20 лет рыночных "реформ" и рыночного "развития", став доказательством того, что все реформы в сфере сельского хозяйства, в первую очередь приватизация, были проведены безграмотно и безобразно. Причем настолько безграмотно, что если бы этих реформ не было вовсе и сохранились бы колхозы советского образца, то результат сегодня наверняка был бы выше, и Белоруссию можно считать лучшим тому подтверждением. Сельское хозяйство было доведено до такого состояния усилиями практически всех правительств, управлявших страной со времен правления Левона Тер-Петросяна. В результате она ввергнуто в средневековье с классическим лоскутным земледелием, что сделало его полностью недееспособным и неконкурентным. Однако министр сельского хозяйства по-прежнему продолжает твердить о необходимости “кооперации” сельчан, что, по его мнению, решит все проблемы сельского хозяйства, даже проблемы плодов и овощей, гниющих на пока еще “некооперированных” полях. Слово у армянских чиновников всегда расходилось и расходится с делом, впрочем, это не помешает им к концу года бодро отрапортовать “о росте объемов и доходов перерабатывающей промышленности”, принадлежащей и так наиболее богатой прослойке населения. Вот только так и некооперированным крестьянам 430 тысяч фермерских хозяйств Армении, обеспечившим этот рост за счет собственного кармана, от этого вряд ли станет легче.
16355 просмотров