Вестник Кавказа

Философский словарь Фуада Поладова

Философский словарь Фуада Поладова

Народный артист Азербайджана, актер театра и кино Фуад Поладов умер 5 мая, совсем немного не дожив до своего 70-летия.

Он родился 24 мая 1948 года в Баку и еще будучи школьником снялся в фильме Али Саттара Атакишиева "Следствие продолжается". Это был захватывающий советский приключенческий детектив о борьбе азербайджанских чекистов со шпионами. Сразу после роли в этом фильме юного актера стали узнавать на улицах Баку.

По окончании съемок Фуад поступил на актерский факультет Азербайджанского Государственного института искусств. Еще будучи студентом он по приглашению педагога Тофика Кязымова играл на сцене Академического национального драматического театра роль Савалана в постановке пьесы Ильяса Эфендиева "Уничтоженные дневники", и после премьеры спектакля 29 ноября 1969 года был включен в актерскую труппу театра, где проработал 20 лет.

Но театром Фуад Поладов не ограничивался. Уже в 1971 году он сыграл в драме Эльдара Кулиева "Главное интервью", музыку к которому написал Полад Бюльбюль оглы; в 1977 году - в музыкальном фильме режиссера Расима Оджагова по сценарию Рустама Ибрагимбекова "День рождения"; а через год – в музыкальной комедии Гусейна Сеидзаде по мотивам одноименной пьесы Меджида Шамхалова "Свекровь" с Насибой Зейналовой.

"Я благодарен судьбе за то, что сотрудничал в свое время с величайшими актерами и, безусловно, скучаю по тем временам", - говорил Фуад Поладов. Всего он снялся в 43 фильмах, сыграл десятки ролей в Академическом национальном драматическом театре и на сцене Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна в спектаклях азербайджанских и мировых классиков. Зрителей поражали его Цезарь, Наполеон, Фердинанд, Лопахин, Кардинал Вулси, Герман Льюис, Шах Гаджар, Мирза Шафи, Деде Горгуд, Фархад, Низами.

В 1987 году Поладову присвоено звание народного артиста Азербайджанской ССР.

Он никогда не делил роли на любимые и нелюбимые, при этом считая все их трудными. "Если актер уверен в себе, хорошо владеет своей профессией, то и работа над ролью будет доставлять ему удовольствие. Чем глубже копаешь, тем труднее и интереснее она становится. Подавить творческий дух художника невозможно, если он предан своему делу и настоящий профессионал", - говорил актер.

В 2004 году Поладов сыграл вторую главную роль – командира подразделения Малика - в военном фантастическом фильме "Взлетная полоса" режиссера Руфата Асадова о судьбе мальчика-беженца из Карабаха, попавшего в прошлое, в Карабах, где идут боевые действия. Именно его герой учил мальчика выживать на войне и говорил: "Есть чувства, которые побеждают страх смерти - ненависть к врагу и любовь к родине".

Были в карьере актера и другие роли военных, например, подполковника Абду Салиха в телесериале "Русский перевод" о советских военных переводчиках-арабистах; было и возвращение к карабахской тематике – в фильме "Град" 2012 года об отряде азербайджанских добровольцев.

И в кино, и в жизни Поладов был философом. Сейчас СМИ наперебой цитируют его высказывания, из которых легко можно составить философский словарь.

ГНЕВ

Неконтролируемая эмоция, способная если не разрушить, то испортить многое. Нельзя распускать себя! Мы люди восточные и, возможно, поэтому более эмоциональны. Но, какая бы ни складывалась ситуация, ты должен выйти из нее достойно. Это совсем не трудно, если ты крепок духом и чувство собственного достоинства тебе не изменяет.

ЖИЗНЬ

Трудный путь преодоления и совершенствования духа. Мы приходим в мир для того, чтобы идти по этому пути. Дорогу осилит только идущий. То есть постоянно работающий над собой: в профессии, в быту, в человеческом общежитии. Жизнь – это миг: между рождением и уходом, даже между «вчера» и «завтра». Поэтому ежевечерне, возвращаясь, домой, анализируешь события дня, делаешь выводы, чтобы завтра не совершать вчерашних ошибок. Только так можно прожить жизнь достойно и оставить по себе добрую память, а своим детям – незапятнанное имя.

ИНТРИГИ

Абсолютно не мужское занятие. Мне сам такой тип человеческой натуры антипатичен. Не приемлю ни такого поведения, ни людей, считающих подобные вещи нормой. Предпочитаю справедливость, чего бы она ни касалась, восстанавливать прямым, открытым разговором, пусть и неприятным, а не путем закулисных заговоров или каких-то измышлений. Так честнее, порядочнее, да и по-мужски. Я не из тех, кто выжидает момент, чтобы нанести удар в спину. Привык говорить все в лицо. Малоприятно, но справедливо.

ИСКУССТВО

Единственно возможный для меня способ самовыражения, что дарован мне свыше в форме профессии актера.

КУЛЬТУРА

Это не то, что выставляется напоказ, для других. Это проявление внутренней сути, нравственного, духовного, интеллектуального содержания. Это то, что заложено в нас генетически, потому что накапливалось предками, передаваясь из поколения в поколение. Мы можем только развивать и совершенствовать это; привить это искусственно нельзя. Культура не рядится в дорогие одежды, она может быть и в лохмотьях. Есть люди, которые очень преуспели в социальном плане и могут себе позволить то, что многим недоступно, даже умеют производить впечатление культуры: одежда, манеры… Но под дорогим, как сейчас выражаются, прикидом не скроешь сути.

ЛЮБОВЬ

Самое высокое чувство, самое святое и божественное, которое способно облагородить и возвысить даже самого отъявленного негодяя. На земле самые несчастные – это те, кто обделен этим чувством, кто никогда не любил и не умеет любить. Именно любовь способна придать нашей жизни глубину и смысл.

МЕЧТА

В это сложное время вырастить детей достойными людьми. Это единственная моя мечта. И я очень хочу, чтобы она сбылась.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Самое низменное, недостойное мужчины качество. Самое отвратительное, что только может быть в человеческом существе, неважно – мужчине или женщине. Бывает, человеку кажется, что он не предавал, а всего лишь боролся за место под солнцем. И думает он так потому, что фразу «Жизнь – это борьба» понимает буквально. В нашей профессии такие вещи нередки: чтобы заполучить желанную роль, человек может повести себя не очень порядочно по отношению к тому, кто на эту роль уже распределен. Ну, так это не называется борьбой за жизнь – это называется несколько иначе! Я это расцениваю как предательство: и по отношению к идее Творчества, и по отношению к товарищам по актерскому братству.

СИЛА

Крепость духа. Если ты силен духом, то можешь многое: стать личностью, проявить свою индивидуальность – как профессионал и как человек. Сила духа – это то, что может уберечь от компромиссов, граничащих с подлостью.

16440 просмотров