Вестник Кавказа

Легенда узелков

История коврового искусства в Азербайджане началась несколько тысячелетий назад, когда ковер стал неотъемлемым предметом обихода, воплотившим художественный вымысел, полет фантазии, четкость изображения и всю цветовую гамму окружающей природы. В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. "Золотой век" наступил для азербайджанского ковра в XVI столетии, когда сформировалась школа азербайджанского орнаментального искусства. С середины XIX века азербайджанскими коврами любовались посетителей крупнейших международных выставок, а сейчас они стали украшением величайших музеев мира и частных коллекций. Уникальная техника, самобытные узоры с многовековой историей, кропотливая ручная работа, натуральные красители и даже целая философия. Это и есть то, что отличает азербайджанский ковер от всех остальных.

На днях в Москве открылась галерея "Ковры Азербайджана. Легенда узелков". Это первый в России официальный магазин, где представлены ковры ручной работы из Азербайджана. В экспозиции галереи можно увидеть коллекции старинных и современных рукодельных работ азербайджанских мастериц. Идея привести в столицу легендарные изделия принадлежит группе азербайджанских бизнесменов во главе с Видади Мурадовым, который посвятил свою жизнь изучению искусства ковра. "Я 40 лет занимаюсь коврами. Наши азербайджанские ковры появились давно - две тысячи лет назад или 5 тысяч никто не может точно сказать. Сегодня они все изготавливаются из натуральной пряжи с использованием натуральных красок. У нас в Азербайджане есть марина, гранат и другие натуральные краски", - говорит Видади Мурадов.

"Ковер в истории азербайджанского народа играет особую роль. С древних времен азербайджанцы ткали ковры. Среди них есть уникальные, которые сегодня занимают место в ведущих музеях Лондона, Парижа и других городов", - рассказывает посол Азербайджана в Москве Полад Бюльбюль оглы.

"Есть такая поговорка: "Азербайджанцы бросают свое богатство под ноги". Так оно и есть. Все заходят и говорят, что страшно ходить, как будто ступаешь по произведению искусства, - делится впечатлениями знаток из клуба "Что? Где? Когда?" Ровшан Аскеров. – Я, конечно, очень рад, что азербайджанское искусство именно сейчас представлено в центре Москвы, и любой человек может войти в галерею. Если даже не купить (я понимаю, что это стоит дорого), то хотя бы любоваться".

"Я близко познакомился с коврами Азербайджана, когда Гельдар Алиев подарил мне лично наикрасивейший ковер четыре на шесть ручной работы, - вспоминает член Совета Федерации Эдуард Россель. - Я его буду передавать по наследству, у меня внук. Я напишу официально ему, кто подарил, когда подарил, чтобы он по своему потомству, правнукам передавал из поколение в поколение".

"Современная тенденция интерьера и дизайна каким-то непостижимым, мистическим образом совпала с теми геометрическими и иными формами и рисунками ковров, - утверждает художник по интерьерам Мэд Алиев. - Это непостижимо, но это так. Старинные ковры входят в представление красоты, в представление дизайна, независимо от того, интерьер классический или современный. Вообще ковер был и останется современным навсегда. Это один из элементов успеха человека".

13550 просмотров