Вестник Кавказа

Нужен консенсус по Транскаспийскому трубопроводу

Сергей Михеев

Сегодня министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что в вопросе о прокладке трубопроводов на Каспии проявляются попытки навязывать каспийским государствам решения извне, призвав прикаспийские государства сообща решить вопрос о том, как, на каких условиях и в каком порядке прокладывать транскаспийские трубопроводы, чтобы обеспечивать экологическую безопасность.

Естественно, для России важно, насколько Транскаспийский трубопровод соответствует экологическим нормам. Москве не очень интересно налаживание коридора по поставке углеводородов из Средней Азии на Запад, ведь это приводит в регион крупных геополитических игроков с их туманными намерениями. Большинство проектов, касающихся Южного коридора, которые Запад реализует на Южном Кавказе и в Средней Азии, носит завуалированный политический характер, нежели экономический. Потому что никакой жизненно важной экономической необходимости для получения нефти и газа именно таким путем у Запада нет. Прикрывается все это экономической целесообразностью, однако окончательная стратегическая цель, скорее всего, политическая.

У лоббирования Транскаспийского трубопровода Западом есть несколько целей, как явных, так и неявных.
Трубопровод лоббируют не только европейские государства, но и американцы. И в целом этот трубопровод укладывается в концепцию Южного энергокоридора, который американцы продвигают очень много лет.

Смысл этой концепции очень простой - перенаправить нефтегазовые потоки из Центральной Азии не через Россию, а через Южный Кавказ в Европу. Это должно ослабить связи в Центральной Азии с Россией, а также, за одно "отжать" влияние Китая в этом регионе и переориентировать местные правящие режимы на сотрудничество с Западом.

В этом случае можно будет, с одной стороны, обеспечить Европу нефтью и газом из альтернативного российскому источника энергии. С другой стороны, отдалить Россию от бывших постсоветских регионов и заодно приблизить местные политические режимы к себе.

Это видимая цель проекта. Однако есть и невидимая цель - через вовлечение этих государств в более плотное сотрудничество с Западом постепенно создать условия для смены политических режимов во всех этих странах.

Потому что все эти страны, и в Закавказье, и в Средней Азии, являются потенциальными претендентами на смену политических режимов на более лояльные, в первую очередь американцам. Европейцев они просто используют в качестве предлога обеспечения Евросоюза альтернативными источниками топлива.

На поверхности лежат экономические цели, а в глубине как бы цели политические и, может быть, впоследствии, военно-политические. Вспомним, как американцы предлагали Азербайджану создать на Каспии военную группировку для охраны еще не существующих, еще не построенных заводов.

Если Западу удастся закрепиться в регионе, он получит возможность оказывать давление сразу на несколько своих конкурентов – на Россию, на Китай, на Иран и так далее. Технически это реализовать не так сложно, и деньги на это, наверное, можно найти. Политически против этого достаточно жестко выступает Россия и Иран. Казахстан придерживается нейтралитета. Азербайджан и Туркменистан выступают «за». Хотя тоже между Азербайджаном и Туркменистаном есть много неурегулированных вопросов.

Кроме того, непонятно, все-таки кто будет финансировать этот проект. Финансовая и техническая сторона преодолимы, но с точки зрения политической могут возникнуть проблемы. Пойти на ухудшение отношений одновременно и с Ираном, и с Россией – это достаточно серьезный риск. Выход может быть только в поиске какого-то пятистороннего компромисса. Надо предложить вариант, который был бы выгоден всем пяти странам региона.

Заместитель председателя Редакционного cовета "Вестника Кавказа", генеральный директор Института каспийского сотрудничества Михеев Сергей Александрович

8620 просмотров