Вестник Кавказа

Почему Путин стал консервативным

Почему Путин стал консервативным
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Вчера Владимир Путин озвучил свое десятое послание Федеральному собранию. Президентское послание считается главным программным документом власти, и обычно на две трети посвящено положению дел внутри страны и на треть - международной политике. В этот раз о международных делах было сказано еще меньше, причем в формате, скорее, философско-нравственном.

По мнению Путина, сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.

"В мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира. Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию".

Видимо, неслучайно незадолго до президентского послания Путин был объявлен Центром стратегических коммуникаций "лидером мирового консерватизма". Приведя в пример усилия Путина по разрешению сирийского кризиса, президент Центра Дмитрий Абзалов, заявил, что сохранение консервативного контура в уходящем году стало особенностью внешней российской политики.

Между тем, по его словам, "фактически речь идет о формировании нового запроса на консерватизм, на консерваторов новой волны. Если мы посмотрим в топ-10 списков наиболее влиятельных политиков, то 8 из них - консерваторы. Собственно говоря, пока что в топ-20 даже списка всего 3 человека представляют «левый» контур, формально «левый». Причем позиции их на внутреннем рынке достаточно слабые. Классическим, например, в Forbes является два человека – это Обама, который занимал второе место, и Олланд, который занимал, в данном случае можно сказать, 8-9, смотря как считать. Причем у Олланда уровень поддержки значительно меньше 20% в последнее время. А уровень одобрения у госпожи Меркель, которая является классическим представителем консервативной политики в ЕС, превышает 60%. У президента РФ, который сейчас находился на первом месте Forbes, уровень от 64% отсчитывается".

Востребованность консервативной политики в мире Абзалов объясняет, во-первых, экономической составляющей: "На фоне сложной экономической ситуации люди становятся более расчетливы. Для них самое главное – сохранение своего образа жизни, своего стиля жизни. Ответом на этот запрос является консервативная повестка".
Во-вторых, необходима защита традиционных ценностей. "Это определенный запрос, на который Москва сумела ответить. Плюс ко всему, если мы посмотрим социологические исследования по Италии, по Испании, по Франции, по Германии, то увидим, что основная часть электората в последнее время в качестве основных выделяет не только экономические процессы, но и социальные, то есть связанные, например, с межрелигиозными конфликтами, с вопросами семьи… А граждане в том числе ориентируются на политическую позицию лидера. И эта последовательность, ее консервативность выявляется в том числе и в традиционных ценностях, которые отстаиваются".

По мнению Абзалова, "запрос на консервативную линию будет серьезно увеличиваться, и во многом это расширяет горизонты для применения новой повестки, применения новых инструментов российской внешней политики в ближайшие 12 месяцев. Причем, как не парадоксально, очень много игроков, которые представлены в различных конфликтах, но единственное, что их объединяет, порой, это именно консервативная повестка. Об этом свидетельствует, например, ситуация в Юго-Восточной Азии. Например, Индия, Япония, Китай при всей разнице экономических подходов и при всей разнице политических институтов консервативная повестка – это одно из немногих, что является базой для их взаимодействия. Поэтому такое многовекторное сотрудничество и формирование новых платформ не столько по экономическим интересам, но и в рамках политического подхода может стать определенным трендом будущего года".

10840 просмотров