Вестник Кавказа

Продвижение союзнических отношений с РФ остается безусловным приоритетом Астаны

Оценивая динамику развития российско-казахстанских отношений, эксперты называют ее позитивной. Так, в прошлом году товарооборот между странами превысил 17 млрд дол, что на 30% больше, чем год назад. Растут взаимные инвестиции - Россия вложила в Казахстан больше 10 миллиардов долларов, Казахстан в российскую экономику – почти четыре. Не так давно вопросы двустороннего сотрудничества на международном уровне, перспективы евразийской интеграции и развития казахстанско-российских отношений рассматривалась на конференции "Казахстан – Россия: союзничество, устремленное в будущее" в Астане.

Приветствие участникам, организаторам и гостям международной конференции направил президент РФ Владимир Путин: "Ваша встреча собрала вместе политиков, дипломатов, общественных деятелей, ученых, предпринимателей, журналистов двух стран. Столь представительный состав участников наглядно свидетельствует о многоплановом характере отношений, которые на протяжении долгого времени связывают Российскую Федерацию и Республику Казахстан.

В повестке дня конференции – темы, которые являются приоритетными как для Москвы, так и для Астаны: продвижение интеграционных процессов на евразийском пространстве и развитие человеческого капитала. Весьма значимы вопросы, связанные с совершенствованием образования, созданием благоприятных условий для интеллектуального, культурного и духовного развития молодежи. И конечно, очень важно, чтобы будущие поколения сохраняли и укрепляли добрые традиции дружбы и союзничества, которыми дорожат народы России и Казахстана.

Уверен, что ваши дискуссии будут содержательными и продуктивными, послужат дальнейшему развитию всего комплекса российско-казахстанских связей, продвижению интеграции в интересах граждан наших стран". Приветствие на конференции зачитал начальник Управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов.

Выступая на конференции, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин заметил, что у российско-казахстанского сближения есть противники: "Критика противников нашего сближения направленна на интеграционное сотрудничество. Дескать, оно не приносит выгод никому из его участников, кроме России. Однако в расчет не берется совместно создаваемая нами материальная основа для модернизации экономик, налаживания глубокой переработки сырья. Евразийская интеграция способствует гарантированному сбыту существенной части производимых нами товаров, использованию общей инфраструктуры для их поставок. Евразийский экономический союз успешно прошел стадию становления. Наше объединение развивается планомерно. Налицо конкретные результаты.

На перспективу в интеграционном процессе видится задача выработки оптимальной формулы отношений с соседними государствами и расширения связей на Востоке и на Западе. Такое сотрудничество – веление времени. В мире скоро не остается ниш, не охваченных разного рода торговыми и интеграционными соглашениями, и, если вы – не участник этих "элитных клубов", вам не выдержать конкуренцию в ближайшие десятилетия. России и Казахстану судьбой определено сыграть важную роль в становлении общего пространства сотрудничества и гармонии от Атлантики до Тихого океана.

В этом плане Россия заинтересована в тесном взаимодействии с Казахстаном в рамках организации сотрудничества железных дорог, в том числе при обсуждении Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении. Наши страны выступают за развитие коридора "Север-Юг". Немалые выгоды нам сулит проект международного маршрута "Европа – Западный Китай" и высокоскоростного железнодорожного коридора "Евразия".

Будущее нашей системы экономических отношений, без преувеличения, напрямую зависит от реализации общей "цифровой повестки" ЕАЭС, развития "интернет-экономики", общих правил цифровой торговли, единых стандартов обмена информацией и ее защиты. Высокие технологии уже востребованы в государственном управлении, промышленности, системе таможенного регулирования. "Цифровая" стратегия руководства Казахстана, стремление войти в тридцатку самых развитых стран мира целиком гармонируют с нашим видением будущего двусторонних и интеграционных связей".

Между тем, по словам Григория Карасина, поборники геополитической конкуренции усердно разрабатывают рецепты "управляемой дестабилизации", которая могла бы помешать планам ЕАЭС и ШОС по реализации экономических, социальных и других проектов. Под предлогом защиты "общедемократических" ценностей ведется манипулирование подконтрольными НПО и СМИ. Предпринимаются усилия по формированию "нужного" политического климата в странах Центральной Азии, давлению на официальные круги. Используется инструментарий международно-финансовых институтов, где западным странам принадлежит "контрольный пакет". Не гнушаются даже методами шантажа. Так, для усиления влияния кое-кто прибегает к угрозам распространения на страны региона антироссийских санкций. То и дело раздаются псевдо-советы отказаться от русского языка как инструмента "российской идеологической экспансии". Здесь важно сохранять бдительность и не дать разыграть себя тем, кому дела на пространстве СНГ видятся по-своему".

В качестве одного из основных инструментов обеспечения мира и стабильности в нашем регионе рассматриваем Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Заявленные Астаной приоритеты председательства в организации – расширение взаимодействия государств-членов в военной сфере, налаживание практического военно-технического сотрудничества, участие ОДКБ в формировании международной глобальной системы по противодействию терроризму, реагирование на угрозы кибербезопасности, повышение эффективности мер по противодействию незаконному обороту наркотиков – заслуживают поддержки. Готовы к продуктивной работе по их реализации, в том числе в рамках апробированных механизмов внешнеполитической координации. Наше стратегическое партнерство, развитие процессов интеграции объективно отвечают интересам народов России и Казахстана".

Член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)  Татьяна Валовая напомнила, что идея Евразийского союза прозвучала из уст президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1994 году в стенах Московского государственного университета: "В результате "связка" Москвы и Астаны, России и Казахстана вот уже на протяжении более 20 лет является основной движущей силой нашего интеграционного проекта. Сейчас проект стал объективной экономической реальностью. Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан в Астане в мае 2014 года. Период начала его функционирования был очень непростой. Но мировой финансовый кризис, достаточно сложная экономическая ситуация в 2015-2016 годах показали своевременность принятого решения. Все наши оценки разделяются ведущими экономическими экспертами. Они показывают, что именно интеграционный проект позволил нашим государствам с минимальными последствиями издержки экономического кризиса. Интеграция стала дополнительным стимулом экономического роста, драйвером наших экономик. В 2017-2018 годах уже наблюдаются позитивные результаты… Пространство евразийской интеграции расширилось. Сейчас это пять государств. Договор о ЕАЭС по сути дает нам "дорожную карту" минимум до 2025 года".

Заместитель председателя Сената Казахстана Сергей Громов заверил, что всестороннее продвижение союзнических отношений с РФ остается безусловным приоритетом Астаны: "Проведение сегодняшней конференции даст возможность для хорошего анализа современного состояния и перспектив развития казахстанско-российских отношений и партнерства. Отношения Казахстана и России являются важным фактором стабильности на евразийском континенте и демонстрируют пример взаимовыгодного стратегического партнерства, которому нет альтернативы. Это результат политической воли и искренних добрососедских намерений лидеров двух государств, взаимного учета и уважения национальных интересов Казахстана и России. 

В прошлом году мы отмечали 25-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Казахстан и Россия сформировали беспрецедентный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества и вошли в XXI век стратегическими союзниками, которые объединены узами вечной дружбы. Это закономерно. 

В основе нашей работы - равноправие, уважение, доверие, учет ключевых интересов друг друга. Нам есть, чем гордиться. Казахстан и Россия совместными усилиями создали самую широкую в СНГ договорно-правовую базу сотрудничества, насчитывающую более 300 договоров и меморандумов. Основополагающим документом, отразившим выход отношений двух государств на качественно иной уровень, стал подписанный в 1992 году Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Окончательно придали отношениям двух стран статус союзнических Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированная в XXI столетии, и Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. 

Эффективно функционирует многоуровневый механизм доверительного политического диалога, включающий ежегодные обмены визитами глав государств, регулярные встречи глав правительств. Динамично развиваются межпарламентские связи. Более 10 лет успешно работает комиссия по сотрудничеству между Сенатом Парламента Республики Казахстан и Советом федерации Федерального собрания РФ. С 2015 года сложилась добрая традиция проводить выездные заседания комиссии в регионах. За последние несколько лет были проведены продуктивные встречи в Омске, Уральске, Атырау и Сочи. За период деятельности комиссии проделана большая работа по обсуждению широкого круга вопросов двустороннего сотрудничества, сближения национальных законодательств и поиска оптимального пути углубления казахстанско-российского партнерства".

12300 просмотров