Вестник Кавказа

В Грузии нет боевиков из Сирии, но есть беженцы

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

Почти неделя понадобилась Министерству внутренних дел Грузии, чтобы назвать сообщение иранского информационного агентства Fars News Agency (FNA) о группе чеченских боевиков в Панкисском ущелье "уткой".
Согласно информации, распространенной FNA, 97 боевиков – выходцев с Северного Кавказа и саудитов, принимавших участие в боях в Сирии на стороне повстанцев, были переброшены через Турцию в Панкисское ущелье Грузии для последующего проникновения на территорию России и ведения боевых действий и осуществления терактов. FNA сообщило даже номера авиарейсов и марки самолетов, которыми пользовались боевики, а также время их вылета из аэропортов, во время перемещения из Амана в Стамбул, а оттуда в Тбилиси. Издание сообщило, что переброшенная в Грузию группа является опытной в военном деле, так как воевала в Сирии около трех лет, и была одна из наиболее боеспособных в противостоянии с правительственными войсками Башара Асада.

В информации приводятся некоторые занятные подробности. В ней, в частности, со ссылкой на анонимного представителя спецслужб одной из арабских стран говорится, что часть боевиков, сражающихся против сирийского правительства, была тайно переброшена в Киев. После чего они были направлены в Восточную Украину и вместе с украинскими войсками вступили в бои против пророссийских ополченцев в районе города Краматорск. Что же касается "грузинских боевиков", то они некоторое время будут отдыхать в Панкисском ущелье, а затем приступят к выполнению намеченной задачи.

Такая информация блуждала на страницах грузинских пользователей Facebook почти неделю, прежде чем официальные структуры Грузии отреагировали на нее. За это время грузинские журналисты съездили в Панкисское ущелье – район компактного проживания кистов – этнических чеченцев, а также беженцев из Чечни, поговорили с местными жителями, старейшинами, духовными лицами, однако подтверждения прибытия почти сотни боевиков из Сирии не нашли. Одни недоуменные опровержения. Однако затянувшееся молчание официальных структур наводило на тревожные мысли. Особенно с учетом событий 15-20 летней давности.

Тогда, напомним, грузинские власти категорически открещивались от обвинений Москвы в том, что в Панкисском ущелье наряду с беженцами находятся и чеченские боевики. Но со временем тайное стало явным – там были даже не простые боевики, а известные полевые командиры, а периодически наведывался сам Хаттаб, объявленный террористом №1.

Сегодня грузинские власти держат под жестким контролем район Панкисского ущелья. Может даже показаться, чрезмерно жестким. Это в первую очередь касается беженцев из Чечни, получивших гражданство Грузии, перемещения которых отслеживаются скрупулезно, и даже порой пресекаются. Подобное отношение, естественно, вызывает недовольство "опекаемых". Но власти, похоже, нуждаются в понимании. В июне Грузия намерена подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Конечно, ей очень не хочется оказаться в том положении Украины, кризис отношений которой с Россией начался именно с этого вопроса. Поэтому Тбилиси, представитель которого на переговорах с РФ Зураб Абашидзе хоть и получил, по его словам, устные гарантии от своего визави, замглавы МИД РФ Григория Карасина в том, что Москва не будет мешать сближению с ЕС, крайне не заинтересован в предоставлении российской стороне малейшего предлога для оказания некоего давления. Тем более, подобные предостережения интенсивно звучат со стороны западных структур. В частности, вчера с предупреждением выступил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, заявивший, что по мере приближения даты подписания договора Россия способна усилить давление на Грузию, чтобы вынудить ее воздержаться от этого. Глава МИД Грузии Майя Панджикидзе, комментируя это, заметила, что власти всячески стараются избежать конфликтных ситуаций с РФ, однако "внимательно отслеживают участившиеся провокации в приграничье конфликтных регионов – Абхазии и Южной Осетии".

Публикацию FNA в другое время можно было объяснить, допустим, рейтинговыми интересами самого агентства, если бы не упомянутое соглашение Грузии с ЕС. К тому же стоит обратить внимание на крепнущие связи Москвы и Тегерана, которые откровенно озадачивают Запад, который по этому поводу заговорил о формировании "геополитической оси".
Директор Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий склонен считать информацию FNA не случайно. "Москва и Тегеран, а после августа 2008 года и Анкара, с разной степенью активности и координированности ведут планомерную политику выдавливания из Черноморско-Каспийского региона нерегиональных акторов", – сказал Русецкий "Вестнику Кавказа". По словам политолога, события, происходящие на Украине, являются свидетельством данного геополитического противостояния. Геополитический экстремизм всех участников процесса и низкий уровень международной политической культуры становится причиной нарастающего в этом пространстве очередного кризиса. "Грузия крайне не заинтересована в накаливании отношений с РФ. Поэтому, дезинформация о боевиках, прибывших их Сирию в Панкиси для осуществления антироссийских акций, является свидетельством нового витка информационного противостояния. Тегеран пытается спровоцировать грузино-российское противостояние, надеясь на ослабление влияния в Грузии прозападных сил. Главный месседж данной информационной кампании – показать, что, несмотря на смену власти, Грузия представляет угрозу для интересов России и Ирана", – считает Русецкий.
Подоплекой же появления информации о боевиках, по мнению политолога, могло служить то обстоятельство, что только в прошлом году Грузия приняла около 700 беженцев из Сирии. Министр по вынужденным переселенцам и беженцам Давид Дарахвелидзе обнародовал также новые данные – в этом году Грузия приютила еще 300 человек из Сирии. "Принято решение строить жилища для беженцев недалеко от Тбилиси. Обсуждаются вопросы о присвоении им статуса беженцев", – сказал министр. По его словам, Грузия присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев и взяла на себя обязательство перед ООН и Верховным комиссаром. "Поэтому мы защищаем права иностранных беженцев в соответствии с международными нормами", – пояснил Дарахвелидзе.

 

11200 просмотров