Вестник Кавказа

Георгий Хухашвили: «Ухудшение украино-грузинских отношений неминуемо при любом президенте»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Грузинский сюжет стал неотъемлемой частью президентских выборов на Украине. Президент Саакашвили направил в ее восточные регионы (наиболее проблемные с точки зрения его друзей по «оранжевым революциям») около двух тысяч активистов правящей партии Единое национальное движение. Украинский ЦИК отказал им в аккредитации. Сообщения грузинских СМИ из этих регионов напоминали сводки с фронтов большой войны: «Журналистов и наблюдателей избили», «Десятки человек задержаны», «Украинские правоохранительные органы то ли их охраняют, то ли берут в заложники»…  Никто в Тбилиси не отрицает, что телефонный разговор между Михаилом Саакашвили и Юлией Тимошенко (в ходе которого грузинский лидер сообщает «боевой подруге» по «бархатным революциям» о направлении ей на помощь нескольких тысяч «боеспособных и опытных людей») действительно состоялся. «Ну и что из этого? - считают многие. – Не мог же президент изменить друзьям из прагматичных соображений?» Например, опасаясь прихода к власти на Украине Виктора Януковича и потери украинского рынка для грузинских товаров, доступ которых в Россию уже давно и безнадежно закрыт.
Михаил Саакашвили с самого начала публичной политической деятельности действовал по принципу «кто не рискует, тот не пьет шампанского», и бывало, что проигрывал, но все-таки считал риск благородным делом. Впрочем, серьезные политологи с их «назойливым прагматизмом» предрекают Грузии ухудшение отношений с Украиной именно в результате позиции властей во время президентских выборов. ВК побеседовал с одним из них – Георгием Хухашвили.

- Господин Хухашвили, как вы оцениваете последние события на Украине, где участие грузинских наблюдателей в президентских выборах стало одной из самых горячих тем?

- Странно, что из маленькой страны наблюдать за выборами в другое государство едет столько наблюдателей. Естественно, заботу о демократии в странах–партнерах можно было бы считать благородным порывом, но число «наблюдателей» несоразмерно – две тысячи человек. Формально ничего плохого в этом нет - если направляются опытные наблюдатели, то принимающая сторона, если она заинтересована в проведении честных выборов, должна к этому отнестись с пониманием и поблагодарить. Но в этом конкретном случае для обеих сторон определяющую роль играет политическая конъюнктура. В негативном свете выглядят как грузинская, так украинская стороны.
Все юридические процедуры по аккредитации надо было провести заблаговременно и не доводить дело до скандала. Организаторам действа с грузинской стороны надо было трижды подумать, прежде чем направлять такую «армию» в дружественную страну. Ведь чем бы эти выборы ни закончились, такие инциденты как избиение журналистов или задержание наблюдателей не пойдут на пользу нашим отношениям с Украиной. Создается впечатление, что кто-то специально нагнетает обстановку. Причем, если судить по информационному потоку, я бы не исключил заинтересованность в этом третьей стороны. В условиях, когда уже произошло то, что произошло, любому президенту будут неприятны напоминания о том, что во время его (ее) избирательной кампании в страну извне направлялся огромный десант.

- Насколько справедливы, на ваш взгляд, заявления лидеров Партии регионов, что грузинские наблюдатели поддерживали Юлию Тимошенко, а не наблюдали за выборами?

- Я бы не стал вдаваться в детали. По большому счету, конечно, наблюдатели не должны поддерживать ни одного кандидата. В противном случае это квалифицируется как необъективность и нарушение их прямой функции. Если же учесть предысторию (аудиозаписи телефонных разговоров и так далее), она наталкивает на плохие мысли. То, что грузинские наблюдатели, несмотря ни на что, упорно гнут свою линию, опять-таки портит отношения между Украиной и Грузией. Даже если они поддерживают Тимошенко, я не думаю, что это ей нравится. Сегодня она может использовать эту конъюнктуру в своих целях, но завтра, если станет президентом, то исходя из национальных интересов, будет квалифицировать все произошедшее по-другому.

- А если президентом Украины станет Виктор Янукович?

- Будет то же самое. В обоих случаях происходящее сегодня отрицательно повлияет на отношения Грузии и Украины. Оба основных кандидата думают в первую очередь об интересах своей страны. Конечно же, такое наблюдение им не нравится. После того, как ситуация разрешится они оба будут квалифицировать это отрицательно.

23555 просмотров