Вестник Кавказа

Никита Исаев: "Армения превращается в страну, ограниченную со всех сторон"

В прошлую пятницу на саммите "Восточного партнерства" в Брюсселе Армения и ЕС парафировали соглашение о сотрудничестве, вызвавшее множество споров об угрозах от сближения Еревана с Западом для российско-армянских союзнических отношений. О том, каковы эти угрозы на сегодняшний день и в перспективе, "Вестник Кавказа" побеседовал с директором Института актуальной экономики Никитой Исаевым.

- Никита Олегович, по вашей оценке, каковы угрозы от ассоциации Армении с Евросоюзом для России и российско-армянского сотрудничества?

- Армения, действительно, не скрывает свои интеграционные устремления, экономические, военные и геополитические, в векторе Евросоюза, прежде всего, Германии и Франции. Ереван объясняет это для внешнего российского наблюдателя тем, что Россия ведет некую двустороннюю политику в отношении Армении и Азербайджана, что касается, в первую очередь, поставок вооружений в Баку. Также Ереван заявляет, что Москва сама контактирует с Евросоюзом и НАТО, а значит, и Армения, являясь суверенной страной, имеет право делать то же самое, даже если базовым гарантом безопасности для республики является как раз Россия. Подход, на мой взгляд, дипломатически верный лишь отчасти, поскольку и Россия, и Армения пока еще продолжают называть друг друга "союзниками", а другие страны обозначаются менее явным понятием "партнеры". Несмотря на то, что президент Серж Саргсян сделал ряд заявлений о том, что соглашение с ЕС не носит антироссийского характера и не нарушает договоренностей с Москвой, само событие было не в интересах России. Заметьте, на саммит "Восточного партнерства" от Белоруссии поехал не президент Александр Лукашенко, а глава МИД Владимир Макей, таким образом, Минск дал понять организаторам "Восточного партнерства", что его отношение к этому проекту весьма сдержанное – а Армения, напротив, не продемонстрировала сдержанности в отношении этой программы ЕС, ведь армянскую делегацию возглавил лично Саргсян.

Что это событие значит для России? По сути, Россия высказалась относительно формата "Восточного партнерства" устами главы МИД Сергея Лаврова, сказавшего что эта программа не воспринимается нами как безвредная. Для России это формирование некой группы государств постсоветского пространства для перенастройки их с переходом под влияние западных стран, в первую очередь, Германии, хотя Берлин настороженно относится к "Восточному партнерству", и Польши, которая играет все большую роль в дезинтеграционных процессах на западной части постсоветского пространства. В связи с этим Россия продолжает наблюдать с настороженностью и озабоченностью за сближением участников программы с Европой.

При этом пока что "Восточное партнерство" является скорее клубом для, скажем так, выброса негативной энергии со стороны наших прямых врагов, как президент Украины Петр Порошенко, который подстрекает руководство европейских государств, в частности, премьер-министра Великобритании Терезу Мэй к жестким антироссийским заявлениям. До тех пор, пока дальше заявлений со стороны антироссийской Украины не идет, пока у "Восточного партнерства" не появится более цельного образа в виде постоянно действующих органов управления и достаточного влияния на государства, участвующие в программе, Россия не будет активно реагировать и воспринимать ее в качестве серьезной угрозы. Но мы не исключаем, что события могут развиваться и в подобном ключе, с учетом того, как раскачиваются различного уровня конфликты на постсоветском пространстве, в частности, новые накачки на Донбассе и наличие конфликта в Карабахе, который за последние полтора года доходил до прямых военных действий. Подобные вещи могут быть использованы, в том числе, для усиления влияния "Восточного партнерства".

- Означает ли это возможность отдаления Армении в своих внешних связях от России и крена в сторону Запада?

- Да, безусловно. Пока Россия не соответствует более явному для Армении пониманию союзнических отношений между Россией и Арменией, что касается и экономической поддержки, и прямого проармянского вектора в международной политике, Ереван продолжит усиливать интеграционные процессы с Евросоюзом и, разумеется, с пока еще патронирующими его США.

- Каковы наиболее вероятные последствия для Армении и для России от подобного возможного дрейфа Еревана на Запад?

- Последствия подобного дрейфа весьма неопределенные. Армения все больше превращается в страну, ограниченную со всех сторон, причем ее ограничивают и действия России, в частности, соглашения с прямыми геополитическими противниками Еревана – Баку и Анкарой. Здесь стоит упомянуть и последнюю активную дипломатию на уровне глав государств со стороны Путина, и трехстороннюю встречу Москва-Иран-Азербайджан, и договоренности с Турцией по ситуации на Ближнем Востоке, экономическим и торговым отношениям. Также не стоит забывать и проект Китая "Один пояс – один путь", который выстраивает в обход Армении разные логистические ветки, включая железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, что превращает республику в анклав.

Соответственно, в случае активного движения Армении на запад Европе будет очень сложно обеспечивать экономическую поддержку Еревана в существующем клубке взаимоотношений в Закавказье, тем более на фоне китайского фактора, который там появляется. А Россия в случае явных недружественных шагов по отношению к ней может пересмотреть формат союзнических отношений с Арменией сегодняшнего уровня.

- В таком случае, в чем именно Армения не сможет заменить Россию Евросоюзом?

- Между Россией и Арменией существуют исторические торговые отношения, на Россию приходится более четверти объема торгового оборота Армении, даже несмотря на то, что это, в основном, касается продажи российских углеводородов. Евросоюзу, конечно, будет намного сложнее обеспечить соответствующие поставки энергозависимой Армении, для чего придется договариваться с Ираном и другими странами, опоясывающими Армению, а у ЕС, между тем, непростые отношения с Турцией, доходящие до шантажа. В связи с этим, полагаю, Армения постарается не доводить ситуацию до тяжелого напряжения отношений с Россией, иначе в случае большого геополитического конфликта Армения может получить угрозу ослабления собственного суверенитета.

27255 просмотров