Вестник Кавказа

Иран отказался строить дорогу в Армению

Иранская сторона готова запустить железную дорогу с Арменией, но при одном условии, - заявил накануне после церемонии открытия аудитории иранистики на факультете международных отношений ЕГУ Чрезвычайный и Полномочный посол ИРИ в Армении Сейед Казем Саджади.

"Отношения ИРИ-Армения очень хорошие. Мы готовы запустить железную дорогу, если Ереван представит инвестора. Просто необходимо осуществить совместные вложения в данных сферах. Вы сделайте первый шаг, а мы предпримем следующий", - сказал Саджади, передает Novostink.ru.

Армянская сторона должна постараться найти инвесторов, - добавил Саджади.

Однако Еревану будет весьма затруднительно выполнить это вполне логичное требование Ирана, не желающего строить межгосударственную инфраструктуру исключительно за свои деньги – Армения в связи с неурегулированным нагорно-карабахским конфликтом и блокадой границ является крайне непривлекательным для инвестиций местом. Это признают и в самой Армении, напомним, накануне о проблемах с привлечением инвестиций в страну в беседе с "Вестником Кавказа" говорил заместитель председателя партии "Армянский национальный конгресс" Арам Манукян.

"Мы как будто отсутствуем в регионе. Де-юре Армения на Кавказе есть, но она не работает ни в одном из проходящих через Кавказ проектов. Мы в тупике в экономическом смысле, и поэтому никто не вкладывает в Армению деньги. Если прежде мы получали хотя бы $3-4 млрд инвестиций в год, то в прошлом году было всего $120 млн вложений в республику, это мизер, это нисколько. Ситуация усложняет коррупция, из-за которой ни один нормальный человек не рискнет вложить в Армению свои деньги", - сказал он, пояснив, что страна загнана в экономический тупик нагорно-карабахским конфликтом.

"Война никак не может помочь государству развиваться, ведь для развития и роста экономики требуется спокойное, стабильное внутриполитическое и внешнеполитическое состояние. А у нас такого нет из-за конфликта: полумир-полувойна – это не та среда, куда можно вкладывать деньги. Самая первая проблема и самый большой вызов для Армении – это урегулирование карабахского конфликта. Эту проблему надо решить, и в прошлом году мы поставили ее решение во главу своей политической программы, когда пошли на парламентские выборы. Завершение войны – это единственный путь развития и интеграции Армении", - подчеркнул Арам Манукян.

Руководитель аналитического центра "Альтернатива" Татул Манасарян обратил внимание, что на свои деньги Армения не сможет построить ирано-армянскую железную дорогу. "При своих скромных возможностях, не думаю, что Армения сможет финансировать из своего государственного бюджета такой огромный проект стратегического значения", - сказал он, выразив уверенность в том, что заплатить за строительство этой дороги за Армению может только Россия.

По словам эксперта, Россия продемонстрировала интерес к проекту во время подписания представителями Южно-Кавказской железной дороги протокола о намерениях на выставке армянских товаров в Иране в 2016 году. "Я думаю, в первую очередь должны изъявить желание те стороны, которые имеют экономические и политические интересы в этом проекте, в первую очередь, это Россия, Армения и Иран. Есть еще возможность привлечения и китайского капитала, но это в случае, если трехсторонняя договоренность вступит в силу", - считает Татул Манасарян.

Бывший мэр Еревана, председатель экономической комиссии АНК Ваагн Хачатрян объяснил требования Ирана негативным опытом сотрудничества с Арменией в прошлом. "Иран готов участвовать в проект, но хочет, чтобы сначала армянская сторона нашла деньги, поскольку помнит о проекте газопровода в Армению, на который у Еревана денег не оказалось. Это было примерно 8-9 лет назад, когда был разработан проект строительства газопровода между Ираном и Арменией с финансовым участием обеих стран – в итоге газопровод пришлось достраивать российскому "Газпрому", поскольку у Армении не получилось его профинансировать. Возможно, иранская сторона опасается, что Ереван сейчас поступит так же, и потому требует сначала деньги", - рассудил он.

"Но для Армении найти такие деньги – это очень трудно, наверное, сейчас об этом даже думать несерьезно. Финансовое положение нашей страны проблематичное, долг попросту огромный, и в таких условиях для республики строительство этой железной дороги – явно не первостепенная задача, хотя армянское население, журналисты и специалисты очень заинтересованы проектом. Напомню, о нем начали говорить в 2010-м году – однако уже тогда эксперты были уверены, что проект не осуществим, поскольку на его реализацию потребуются огромные деньги для страны деньги, минимум, $2,5 млрд. Уже тогда эти деньги было трудно найти, а сейчас не то, что трудно, вообще бессмысленно сейчас об этом говорить", - подчеркнул Ваагн Хачатрян, напомнив, что у страны нет денег и на текущие проекты.

"Армения сейчас даже не может закончить автомобильную дорогу, которая строится по маршруту "Север-Юг", для этого тоже требуются огромные деньги, и нехватка финансирования уже ощутима. То есть этот проект не получается довести до конца. Что касается второй очень важной инвестиционной программы, связанной с Армянской АЭС в Мецаморе, то здесь Армении помогает Россия. У самой республики нет денег на то, чтобы продлить на 10 лет срок работы атомной станции, и потому мы взяли в долг у России $250 млн. Как видите, даже для жизненно важных текущих проектов и инвестпрограмм Армения не имеет своих денег, что уж говорить о новой программе строительства железной дороги. Я не знаю, как это может быть осуществлено", - заключил бывший мэр Еревана.

78615 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ