Вестник Кавказа

Армении уже не победить в войне за Карабах

Военный парад в честь 100-летнего юбилея Вооруженных Сил Азербайджана, прошедший на центральной площади Баку, вновь подтвердил, что азербайджанская армия на сегодняшний день является сильнейшей на Южном Кавказе. Около 4 тыс военнослужащих, сотрудников министерства обороны, МВД, МЧС, Службы госбезопасности, Госпогранслужбы и Специальной службы государственной охраны показали высокий уровень военной подготовки и оснащения: торжественным маршем безукоризненным строем по площади Азадлыг прошли и колонны личного состава, и свыше 240 единиц новейшей военной бронетехники, ракетных и артиллерийских установок, систем ПВО, принятых на вооружение азербайджанской армии. Свое превосходство в небе продемонстрировали более 70 самолетов и вертолетов, а также беспилотных летательных аппаратов, а в море – военные корабли и катера.

Азербайджанская армия в 2018 году – это самая мощная, самая современная техника и вооружение, высочайшие боеготовность, дисциплина и боевой дух личного состава. Как отметил выступивший на параде президент Азербайджана, Верховный Главнокомандующий страны Ильхам Алиев, война с Арменией еще не окончена – завершен лишь ее первый этап, и главная цель Азербайджана – восстановление территориальной целостности страны, освобождение оккупированного Карабаха и семи районов республики вокруг него, для чего стране необходима сильная армия.

Будучи государством, сражающимся на войне за свои земли, Азербайджан выделяет значительные средства на военные нужды. Официально принятый в декабре 2017 года государственный бюджет Азербайджана на 2018 год предусматривает общие расходы на национальную безопасность в размере около $2,4 млрд, из них расходы на армию порядка $1,6 млрд – 13% от всех бюджетных трат. При этом, согласно статистике, расходы на национальную безопасность по сравнению с 2017 годом выросли на 5,2%, на военные нужды – на 3,7% (в абсолютных числах – на $57 млн).

Что же оккупирующая территории Азербайджана Армения? Ереван, пропагандирующий непробиваемость своих военных позиций на чужих землях и даже заявляющий о способности дойти в случае активизации боев до Баку, направляет на военные нужды лишь $512 млн в год – 32% от азербайджанского военного бюджета. С учетом запланированных общих расходов на этот год в размере $3 млрд, Армения тратит на поддержание оккупации 16,86% бюджетных денег. По сравнению с прошлым годом эти траты выросли на 16% (в абсолютных числах – на $70,5 млн).

Из этих данных можно увидеть, что Армения, несмотря на бедственное экономическое положение, спешно повышает военные расходы в попытке выровнять колоссальный разрыв в армейском обеспечении по сравнению с Азербайджаном. Проблема этой политики, заложенной "партией войны" Сержа Саргсяна и до сих пор не отмененной новой властью, в том, что для достижения паритета с Азербайджаном хотя бы в динамике военных расходов республике-агрессору необходимо закрыть большую часть социальных статей бюджета и потратить на поддержку оккупации 53% годового бюджета.

Различие в финансовых возможностях отражается в различии оборонного и наступательного потенциала Азербайджана и Армении. Cайт официальной военной статистики globalpower.org оценивает военную мощь Азербайджана в полтора раза выше, чем обороноспособность Армении, учитывая не только военные, но и политические, и экономические факторы, включая наличие у Баку источников постоянных государственных доходов, которых у Армении нет. Азербайджанская армия на сегодняшний день гораздо лучше вооружена, чем армянская, и процесс наращивания преимущества продолжается.

В нынешнем году Азербайджан и Россия завершат крупный контракт 2010 года, включающий в себя поставки 100 боевых машин пехоты БМП-3, 94 танков Т-90С, 18 реактивных систем залпового огня "Смерч", 18 самоходных гаубиц "Мста-С", 6 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А "Солнцепек", а также противотанковых ракетных комплексов "Хризантема-С" и зенитно-ракетных комплексы С-300. В комплекте с танками поставлены бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1М, инженерные машины разграждения ИМР-3М, в комплектацию Т-90С включены новейший вариант системы оптико-электронного подавления "Штора" и автомат сопровождения цели. Оценочный размер контракта - $700 млн.

О масштабах российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества позволяет судить статистика Стокгольмского института исследования проблем мира: за 5 лет исполнения контракта 2010 года поставки оружия в Азербайджан составили 5% от всего военного экспорта России (в предыдущие 10 лет на республику приходилось лишь 0,7% продаж российских вооружений за рубеж). В настоящее время идут переговоры о новом контракте и новых, еще боле современных вооружениях, которые Азербайджан будет закупать в России.

Баку приобретает оружие и в других странах, включая Белоруссию, Израиль, Турцию и Пакистан, занимает собственным и совместным производством вооружений. Так, в июле 2017 года в ходе визита командующего ВВС Азербайджана генерал-лейтенанта Р. Тахирова в Исламабад был подписан контракт на приобретение учебно-тренировочных самолетов начальной подготовки Пакистана MFI-395 ("Супер-Мушшак"). В сентябре 2017 года министр обороны Азербайджана Закир Гасанов посетил Тель-Авив и провел переговоры с министром обороны Израиля Авигдором Либерманом о поставках систем ПВО "Железный купол". Израильские комплексы ПВО планируется разместить на подступах к Баку, в районе Гянджи и Мингечаурской ГЭС, а также по маршруту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и Мингечаурской ГЭС.

В регистре обычных вооружений ООН говорится о поставках в 2013-м году в Азербайджан 62 белорусских танков Т-72, одного белорусского штурмовика Су-25У, 14 боевых ремонтно-эвакуационных машин 5Б из Украины. По данным РСМД, Израиль поставил в Азербайджан противотанковые ракетные комплексы Spike-LR и РСЗО Lynx, а также беспилотные летательные аппараты Heron и Searcher. В октябре 2017 года после визита министра обороны Азербайджана Закира Гасанова в Минск в СМИ появилась информация о поставках в Азербайджан белорусских систем залпового огня "Полонез", по оценке военных экспертов, практически ни в чем не уступающих российским "Искандерам" (которые Россия не производит на экспорт).

Широкую известность в прошлому году получила информация о поставках "Искандеров" в Армению, они были показаны на военном параде армянской армии в Ереване, однако в действительности эти оперативно-тактические ракетные комплексы поступили на вооружение 102-й российской военной базы в Гюмри и не принадлежат ВС РА.

Лучшее оружие, которое сегодня имеет в действительности Армения – это ЗРК С-300, и в целом Ереван старается закупать в России те же "Смерчи", "Солнецепеки" и танки Т-90, что и Баку. Формально у страны-оккупанта здесь есть свои преимущества, поскольку, во-первых, Армения как член ОДКБ может покупать технику напрямую с заводов, минуя посредника в виде "Рособоронэкспорта", а во-вторых, Россия предоставила ей кредит на покупку ЗРК "Игла-С", противотанковых ракет "Конкурс", гранатометов РПГ-26, бронеавтомобилей "Тигр" и различные приборов и агрегатов для модернизации устаревающей советской бронетехники – танков Т-72 и БМП.

Однако размер этого кредита – всего лишь $200 млн, то есть 28,5% от прямых продаж российских вооружений в Азербайджан. Всего Москва сообщила в ООН о поставках Еревану 35 танков, 110 бронемашин и 200 ракетных установок. По сути, рассчитывать на некое подобие военного паритета Армения может лишь за счет 25 лет строительства военной инфраструктуры на оккупированных территориях, включая накопленные склады боеприпасов и стоянки военной техники, значительная часть которой почти не используется со дня введения режима прекращения огня.

По мере того, как доходы Азербайджана в связи с запуском таких международных проектов, как "Баку-Тбилиси-Карс", "Южный газовый коридор", МТК "Север-Юг" будут расти, а экономика Армении продолжит ослабевать в условиях блокады границ и необходимости постоянно наращивать неэффективные военные расходы, фактор армянской военной инфраструктуры на линии соприкосновения войск как последняя надежда сторонников оккупации Карабаха постепенно сойдет на нет – по этой надежде уже был нанесен сильнейший удар в апреле 2016 года, когда Азербайджан за несколько дней активных боевых действий освободил часть своих земель и изменил считавшийся Ереваном непоколебимым статус-кво.

И когда это произойдет, Армении придется выбирать между бесспорным поражением в войне и субстантивными переговорами о будущем Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана.

79110 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ