Вестник Кавказа

Чему мы учим молодое поколение?

Профилактика экстремизма не может иметь результатов в том случае, если не выстраивается положительный полюс идеала поведения человека в современном российском обществе, - заявил Академик Российской академии образования, профессор Владимир Собкин, говоря о методике гармонизации межнациональных отношений в России. "Увы, сейчас логика современного становления, социального, гражданского и правого развития человека стала вопросом второго плана, и воспитанием цивилизованной, культурной молодежи в рамках многонационального общества никто попросту не занимается", - выразил сожаление профессор.

"Совершенно непонятно, почему у нас свернута программа "Проблема толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе" 2000-го года. Она давала возможность проводить социологические и психологические исследования по проблемам современного детства и информационной среды подростка и создала Центр толерантности в системе образования – а это и педагогические разработки, и уроки, - но это все затем ушло на второй план. Слово толерантность не понравилось, и оставили только профилактику экстремизма. Но когда мы строим проблему однополюсно, не говоря о том, что хотим сформировать и развить, все начинает строиться по запретительным формам и карательным мерам, пропадает самое главное – формирование идеала поведения человека во время его социального развития", - предупредил Собкин.

Неэффективность современного информационного подхода к воспитанию детей многонациональной страны профессор проиллюстрировал конкретным примером. "С возрастом, согласно опросам, подросток больше знает о нормативных документах, но частота его участия в конфликтах на национальной почве при этом тоже растет. А значит, сама по себе методика, связанная только с формированием знаний о том, как надо относиться к другому, явно недостаточна. Нужны иные способы развития и формирования подрастающего человека, построенные на способе диалогического решения конфликтов, а не на чисто силовых способах, которые уже явно вне контекста современных реалий глобального мира", - подчеркнул эксперт.

Немалая ответственность, по его словам, здесь лежит на средствах массовой информации. "Если мы обратимся к нашей информационной среде и посмотрим, в каком информационном поле сегодня формируется и растет молодой человек, то увидим, что она демонстрирует как примерные именно агрессивные, силовые способы решения конфликтов разного рода, необязательно межнациональных. Однако человек автоматически переносит способ решения конфликта, скажем, классового на национальный, ведь тут же важна модель урегулирвоания ситуации. Это, мне кажется, серьезнейшая сегодня проблема, в первую очередь, нового поколения, хотя от этого страдает и старшее", - отметил Владимир Собкин.

Но ответственность не снимается и с самого старшего поколения российского общества. "Как мы организуем себя в общении с нашим молодым поколением, как вступаем с ним во взаимодействие? Какие образцы, способы решения конфликтов и обсуждения проблем национальной, миграционной тематики мы им предлагаем? Как молодое поколение перенимает и усваивает наш пример, и что именно оно усваивает? Здесь также надо понимать, что правильное воспитание российского гражданина должно начинаться не с какого-то возрастного рубежа – с самого раннего возраста нужно учить наших детей тому, что такое хорошо и что такое плохо", - призвал профессор.

8340 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ