Вестник Кавказа

Что даст Кашаган России и Азербайджану? – эксперты

И Россия, и Азербайджан - соседи Казахстана по Каспийскому региону - смогут получить свою выгоду от добычи нефти на казахстанском месторождении "Кашаган", несмотря на то, что ни та, ни другая страна не входит в международный консорциум, разрабатывающий этот источник нефти и газа, - рассказали "Вестнику Кавказа" российский и азербайджанский нефтяные эксперты Вячеслав Кулагин и Сеймур Алиев.

"Россия получит свои выгоды от Кашагана, потому что рассматриваются разные проекты, конечно, поставки нефти могут пойти через территорию РФ, особенно если учитывать, что отношения между странами достаточно дружеские: и Таможенный союз вместе создали, и в принципе линия у Казахстана идёт на сотрудничество с Россией. Но я думаю, что, скорее всего, если эти поставки будут осуществляться, то есть на "Транснефть" и дальше на Каспийский трубопроводный консорциум, на Новороссийский порт, и дальше экспорт, допустим, через терминалы, то это будет только один из возможных маршрутов", - пояснил Кулагин.

"Конечно, здесь будет прорабатываться китайское направление, тем более, что уже есть нефтепровод Казахстан-Китай, и мы знаем, какую активность китайцы проявляют в Средней Азии, то есть тут заинтересованность действительно очень серьёзная. Помимо газовых поставок из региона (недавно мы слышали об очередном подписании договора на расширение этих поставок) действительно можно увеличить и импорт нефти из Казахстана. Будут, естественно, обсуждаться различные схемы железнодорожных поставок. Это то, что в последние годы осуществлялось, в том числе, с участием наших компаний, когда рассматривались поставки в Азию по железной дороге", - перечислил варианты российский эксперт.

"То есть тут будет набор проектов, среди которых и российские, а вот в каком соотношении, в какой доле - это будет зависеть от переговоров и от позиции стран по этому вопросу. Где-то будет играть и политический фактор, не только экономический", - отметил в завершение беседы Вячеслав Кулагин.

Глава русской редакции агентства "Тренд" Сеймур Алиев рассказал об азербайджанских интересах в Кашагане. "Некоторые акционеры Кашагана являются акционерами Баку-Тбилиси-Джейхан, трубопровода, который проходит через территорию Азербайджана и выходит в Средиземное море. В последнее время, особенно с учётом последних соглашений между "Роснефтью" и SOCAR, актуальность этого трубопровода значительно возросла. Если раньше по нему транспортировалась азербайджанская и туркменская нефть, а ещё раньше и казахстанская тоже - то есть казахи уже имеют опыт транспортировки по этому трубопроводу и знают экономику проекта - то в принципе вопрос транспортировки кашаганской нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан сейчас рассматривается. Возможно, что это будет не так быстро и не так сразу, но в будущем это не исключено и при наращивании объёмов вполне возможно", - рассказал эксперт.

"Кроме того, рассматривался вопрос создания казахстанско-каспийской системы транспортировки нефти. Именно этот проект, в принципе, и предполагает транспортировку нефти по Каспию до Баку и дальше по Баку-Тбилиси-Джейхан или же по грузинской железной дороге в порты или же даже рассматривался вопрос строительства, создания нового трубопровода из Баку на Чёрное море. Потому что интересы Казахстана на Чёрном море достаточно большие, и там даже есть выход в Румынию, у страны есть мощности в Румынии, которые она могла бы загружать таким образом", - напомнил Алиев.

Эксперт обратил внимание на тот факт, что к тому времени, как поставки кашаганской нефти в Баку превысит объёмы, которые целесообразно транспортировать танкерами, строительство транскаспийского трубопровода не будет казаться чем-то малореальным. "В принципе строительство трубопроводов на Каспии, тем более для транспортировки нефти и газа - это вопрос не сложный. Если я не ошибаюсь, в Азербайджане около 5 тыс км подводных трубопроводов построено за всё время разработки. Кроме того, в рамках проектов "Азери-Чираг-Гюнешли" и "Шахдениз" крупные трубопроводы прокладывались совсем недавно, фактически на берег. То есть это достаточно несложный проект. Что касается вопросов правового статуса Каспия, то неоднократно заявлялось о том, что это прерогатива сторон, через территории, через воды которых проходит этот трубопровод. Что касается экологии, то я думаю, что при нынешних требованиях к экологии прокладка трубопровода проблем не создаст. Тем более что такого типа трубопроводы прокладываются в других регионах мира, допустим, в Северном море, на Черном море, на Балтике, в достаточно более агрессивной среде, то есть в более сложных условиях и в более опасных с точки зрения экологии", - аргументировал свою точку зрения Сеймур Алиев.

Тем не менее, пока что очень рано говорить о соответствующих объёмах поставок нефти с Кашагана в Баку. "Я думаю, весь объём, который будет добываться сейчас и в ближайшем будущем, то есть когда уже начнётся промышленная разработка, он будет интегрирован под КТК. А в дальнейшем, в принципе, при превышении этих объёмов не исключено, что они смогут спокойно пройти по Азербайджану", - сообщил глава русской редакции агентства "Тренд".

21870 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ