Вестник Кавказа

Евросоюз изменит подход к Южному Кавказу?

"Новые форматы отношений" ожидают те страны-участницы программы "Восточного партнерства", которые не стремятся в настоящее время к тесной интеграции с Евросоюзом, - с таким заявлением выступил еврокомиссар по политике соседства и расширению Йоханнес Хан.

"Мы должны признать, что наши партнеры очень разные. Некоторые хотят более тесной интеграции с нами, и в этом случае нам надо подумать над тем, какие дальнейшие шаги необходимы. Это деликатная внутренняя тема для Евросоюза. Другие же заинтересованы в иных отношениях. Поэтому мы должны подумать над тем, как лучше продолжать отношения, возможно, в новых форматах, которые нужно еще создать", - подчеркнул еврокомиссар.

Идет ли речь о странах Южного Кавказа, участвующих в программе, и не означают ли слова Хана грядущее закрытие "Восточного партнерства"? Об этом "Вестник Кавказа" поговорил с политологами Азербайджана, Армении и Грузии. Так, депутат Милли Меджлиса, политолог Асим Моллазаде выразил сомнение в том, что еврокомиссар намекал на Азербайджан.

"Азербайджан является партнером Евросоюза и активным участником программы "Восточное партнерство". Возможно, Йоханнес Хан имел в виду Армению, которая отказалась от серьезного сотрудничества с Евросоюзом, вступив в Евразийский и Таможенный союзы. Остальные же страны-участницы программы по-прежнему сотрудничают с ЕС в удобном и нужном для них направлении", - заявил Моллазаде.

По его оценке, "Восточное партнерство" по-прежнему представляет собой актуальный формат сотрудничества между ЕС и странами постсоветского пространства. "Не все задачи программы выполнены, если говорить о контактах в широком смысле. Например, для Азербайджана необходимы серьезные программы сотрудничества в области образования и культуры. Наша республика подписала с Евросоюзом соглашение по облегчению визового режима, что в значительной степени облегчило доступ в европейские университеты для азербайджанских студентов и деятелей культуры", - привел пример успешной работы программы депутат Милли Меджлиса.

"По всем другим направлениям, включая, безусловно, экономические отношения (Азербайджан подписал соглашение о стратегическом партнерстве с Евросоюзом в области энергетики), мы являемся довольно серьезным партнером ЕС, играя важную роль в вопросе энергетической безопасности Европы. Я думаю, что в рамках "Восточного партнерства" Азербайджан продолжит сотрудничать с Евросоюзом и другими странами-партнерами", - заключил Асим Моллазаде.

Директор Института Кавказа Александр Искандарян, в свою очередь, выразил уверенность в том, что на грядущем саммите "Восточного партнерства" в Риге 21-22 мая действительно будет предпринята попытка реформировать программу, создав новый формат ее существования. "Дело в том, что страны-участницы очень разные: есть огромные, как Украина, есть небольшие, как Армения, есть государства, которые подписали ассоциативное соглашение это Молдова, Украина и Грузия, и есть те, что не собирались его подписывать, позиционируя себя по-другому это Азербайджан и Беларусь. И есть Армения, которая находится в ЕАЭС, но развивает активные взаимоотношения с ЕС. При этом, скажем, у Молдовы есть безвизовый режим с Евросоюзом, чего Грузия и Украина только добиваются. Поэтому нужны различные подходы и способы взаимодействия со всеми странами", - пояснил эксперт.

Искандарян согласился с тем, что в заявлении Йоханнеса Хана речь идет в том числе об Армении. "Я думаю, будет некий меморандум, в котором будет обрисован способ дальнейших взаимодействий Армении с ЕС, не противоречащий нахождению республики в ОДКБ и ЕАЭС, равно как и ее отношениям с Ираном или Грузией. Если вкратце охарактеризовать этот вероятный документ, то он, полагаю, очертит работу в рамках неэкономических форм взаимодействия ассоциативного соглашения. Ведь кроме экономики, в это соглашение входят так называемые ценности и так называемые реформы. В экономической сфере у Армении сохранятся прежние взаимоотношения с ЕС, а в сфере ценностей и реформ, очевидно, будет предпринята попытка продолжать углублять сотрудничество", - ожидает директор Института Кавказа.

По словам эксперта, "Восточное партнерство" ждет не закрытие, но трансформация. "У "Восточного партнерства" есть история: сначала была политика добрососедства, затем 17чрезвычайно разных государств, от Марокко до Украины, затем, было выделено "Восточное партнерство", в котором все шесть государств европейские, теперь идет дальнейшая дифференциация и развитие программы. Замечу, что ЕС один из важнейших, если не важнейший экономический партнер Армении. В Армении очень приличное взаимодействие в области экономики, а также реформ с различными европейскими организациями, и "Восточное партнерство" позволило многие из этих вещей развивать и было для нашей республики полезным", - заметил Александр Искандарян.

Политолог Иосиф Цискаришвили также полагает, что время для завершения "Восточного партнерства" еще не настало. "Можно было бы ожидать решения свернуть программу в тех трех государствах, которые не подписали до настоящего момента соглашения об ассоциации с ЕС. Однако, у Белоруссии, Азербайджана и Армении есть свои особенности, и солидная часть их граждан участвовала в выполнении задач "Восточного партнерства", их, я уверен, не будут оставлять без поддержки. Какие-то части программы будут продолжены в этих странах, но ожидания каких-либо серьезных шагов в отношении общего европейского будущего для них прогнозировать невозможно", - считает эксперт.

Грузия тоже вправе ожидать изменения программы в ее отношении, но по другим причинам. "В данный момент Грузия сделала максимум из того, что ее может приблизить к Евросоюзу, хотя мы пока еще далеки от вхождения в ЕС. Каких-либо четких и конкретных шагов в отношении Грузии не ожидается, после того как был подписан договор об ассоциации с Евросоюзом и открыт 500-миллионный рынок для грузинских товаров. Возможно, есть перспективы вхождения в шенгенскую зону для безвизового общения. В целом, восточная для Европы и западная для Грузии программа была серьезной помощью для реального сознания европейских ценностей и шаги в сторону освоения таких ценностей налицо. Я думаю, сегодня уже можно говорить о нашей демократии, чьи стандарты приблизились к европейским", - заключил Иосиф Цискаришвили.

11425 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ