Вестник Кавказа

Иран без санкций: Южный Кавказ в выигрыше

Страны Южного Кавказа только выиграли от снятия санкций с Ирана, состоявшегося в эти выходные: отсутствие экономических ограничений позволят Азербайджану, Армении и Грузии рассчитывать на укрепление отношений с южным соседом, который теперь сможет стать подлинно сильным экономическим игроком в регионе. Об этом рассказали эксперты Ровшан Ибрагимов, Александр Искандарян и Петре Мамрадзе.

Так, политолог и экономист Ровшан Ибрагимов ожидает в первую очередь активизации экономического сотрудничества Азербайджана и Ирана в сфере логистики. "Уже в конце 2015 года со стороны президента Азербайджана были отданы соответствующие указания о начале строительства транспортных путей по маршруту "Север-Юг", в частности, мы построим железнодорожное полотно в Астаре длиной 8,4 км, а также мост, Иран должен построить соответствующие коммуникации со своей стороны. Кроме того, я думаю, интенсификация транспортных путей не будет ограничена этой железной дорогой, но будет интенсивно расширяться и по другим маршрутам. Азербайджан может играть роль моста между Россией и Ираном, предоставлять свои территории для транспортировки грузов", - обратил внимание эксперт.

Другое направление  топливно-энергетический комплекс. "Опыт Азербайджана в разработке нефтегазовых месторождений на Каспии может быть использован в развитии отношений между странами. Кроме того, иранская территория может служить мостом для экспорта азербайджанской электроэнергии, в которой может быть заинтересован, в первую очередь, Пакистан, остро нуждающийся в электричестве. Возможны и своповые операции, скажем, Азербайджан экспортирует нефть и газ на север Ирана, где находится индустриальный центр республики, а иранская нефть танкерами экспортируется на мировые рынки как азербайджанская. Снятие санкций может быть рассмотрено как возможность инвестиций Госнефтефонда Азербайджана в ряд совместных предприятий. SOCAR может получить возможность участвовать в проектах в нефтегазовой сфере на территории Ирана", - ожидает он.

Поскольку современный вектор развития азербайджанской экономики  не-сырьевые отрасли, существуют варианты взаимодействия с Ираном и здесь. "Иран  это, прежде всего, большой рынок для Азербайджана, обеспечивающий диверсификацию экономики. Тех ограничений, которые долгие годы сдерживали развитие Ирана и не позволяли ему интенсифицировать свои отношения с другими странами, больше нет, и со стороны Азербайджана, я думаю, это будет только приветствоваться. Чем интенсивней экономические отношения между нашими странами, тем меньше вероятность политических разногласий и конфронтаций между ними, и я думаю, что есть очень много возможностей нарастить двустороннее сотрудничество в экономике ", - считает Ровшан Ибрагимов.

Гендиректор Института Кавказа Александр Искандарян также прогнозирует углубление и расширение экономических контактов между Арменией и Ираном. "Те ограничения, которые накладывались на наши взаимоотношения, были связаны с невозможностью Ирана под санкциями осуществлять совместные проекты. Речь идет о таких проектах, как еще одна линия электропередач из Ирана в Россию, взаимодействие электрических сетей Ирана, Армении и Грузии, новая модель поставок газа, при которой в Грузию поставляется больше российского газа, а в Армению  больше иранского, сооружение дорог различного типа от Ирана к Черному морю. Теперь Иран получил возможность реализовывать подобные проекты, и Армения имеет возможность для расширения контактов с ним", - заявил Искандарян.

Эксперт обратил внимание на экономическую значимость Ирана для Армении. "Армения заинтересована в укреплении отношений с Ираном, вне всякого сомнения, ведь через ИРИ идет порядка трети армянского торгового баланса, остальные две трети  через Грузию. Для Армении по-прежнему закрыты Азербайджан и Турция, поэтому прямой армянский интерес  развивать взаимоотношения с Ираном. К тому же, в собственно ирано-армянских отношениях уже очень много сделано, а вот в создании взаимосвязанных цепей, которые через Армению будут объединять Иран с третьими странами: Россией, Европой, Грузией и так далее  еще есть возможности, и это было бы достаточно благоприятным как для Армении, так и для Ирана", - подчеркнул гендиректор Института Кавказа.

Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе также ждет только позитива для Грузии от снятия санкций с Ирана. "Появление первых иранцев-бизнесменов, которые стали вкладывать деньги в Грузию, - это процесс, который будет только наращивать свою силу и интенсивность, ведь деньги сейчас потекут в Иран. Санкции были очень тяжелыми для иранского народа. Я говорил с иранцами, которые приезжали в Грузию, и они все отмечали, что Иран  это обедневшая страна, потому что и инвестиций не стало после введения санкций, и они не могли продавать то, что имеют. В этом плане им хорошо, и, я думаю, нам будет от этого лучше", - сказал он.

"Было время, когда Саакашвили спекулировал отношениями с Ираном, приглашал сюда иранских представителей, в том числе президента Махмуда Ахмадинеджада, заявлял, что подписывает безвизовый режим с Ираном  все в пику Западу, который повернулся к Саакашвили спиной после его военно-политической авантюры в августе 2008 года. Тогда это было формально: иранцы приезжали, но связи не развивались. А ведь такая страна, как Иран, влияет на безопасность в регионе и с ней необходимо иметь хорошие, конструктивные, добрососедские отношения. Другого пути просто быть не может при наших масштабах и нашем геополитическом отношении", - считает Петре Мамрадзе.

Однако одной экономикой отношения двух стран не исчерпываются. "Ирану в культурном плане может дать Грузии массу всего, как и Грузия Ирану, наши традиции очень богаты. В свое время в Грузии была очень сильная иранская школа, наши языковеды хорошо знали персидскую культуру. Туристический обмен между нашими странами должен быть намного интенсивнее. Очень хочется надеяться, что санкции будут таким хорошим заделом для всестороннего развития наших отношений", - заключил эксперт.

18910 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ