Вестник Кавказа

Иран и "шестерка" упустили решающий момент?

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков сообщил, что работа над всеобъемлющим соглашением по иранской ядерной программе в рамках дискуссий Исламской Республики и "шестерки" международных переговорщиков переходит практически в круглосуточный режим и вероятность выработать его до 20 июля все еще сохраняется.

"Готов поддержать американскую делегацию в оценке того, что нам в предстоящий период придется работать практически круглосуточно по этой теме", - цитирует его слова ИТАР-ТАСС.

Рябков отметил также, что появление в ходе переговоров наброска текста - позитивный шаг, но сохраняются вопросы по сути: "Результат с точки зрения продвижения к конечной цели строго говоря не очень впечатляет. Мы интенсивно и в разных форматах работали целую неделю. В итоге появился некий текст, не имеющий никакого пока статуса с точки зрения готовности всех сторон подписаться под тем, что там написано".

"Отражается это в наличии в упомянутом тексте большого количества скобок, то есть положений, которые вызывают по-прежнему споры, возражения разных делегаций и требуют дополнительной проработки. Эти положения многочисленны, и они касаются основных сутевых, коренных вопросов", - пояснил замминистра.

"Вместе с тем, одно то, что подобный общий текст появился, - это шаг вперед. Наконец, после многочисленных и продолжительных усилий сформирована понятная всем участникам переговоров единая база, от которой, я думаю, отклоняться не будем, то есть дальнейшая работа пойдет именно по этому тексту", - подчеркнул российский представитель.

Он отметил, что прежде подобный документ писать ни разу не пробовали, поэтому в нем важно выверять каждый элемент. Тем не менее, хватило недели переговоров, чтобы сформировать весь объем будущего документа в его главной составляющей части.

Что касается вопросов, вызывающих сложности, то они, по словам Рябкова, остались неизменными: "Это по сути дела все аспекты того, как будет выглядеть будущая иранская ядерная программа, из чего она будет состоять и как она будет существовать".

Россия исходит из того, что соглашение Ирана с "шестеркой" (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия) должно быть лимитировано по времени, а после этого ограничения с ядерной программы ИРИ должны быть сняты, добавил он и отметил, что в практике Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) существуют "апробированные и оправдавшие себя решения этой задачи".

Замминистра сообщил также, что по итогам венского раунда переговоров не удалось согласовать схему реактора на предприятии в Араке, являющегося одним из проблемных пунктов в достижении всеобъемлющего соглашения.

"Есть несколько вариантов, все они касаются переделки реактора, изменения его конструкции. Помимо физики, техники, химии большую роль в этом вопросе играет политика, включая отсутствие доверия со стороны ряда членов международного сообщества к Ирану, и наоборот", - уточнил он и отметил, что "на стыке этих дисциплин и политических сложностей найти общеприемлемую схему реконфигурации реактора в Араке очень трудно".

Рябков рассказал, помимо прочего, что у делегации США в ходе переговоров состоялось обсуждение событий в Ираке с иранскими партнерами. Однако о содержании этих контактов ничего неизвестно, а на самом ходе переговоров они никак не отразились. Дипломат подчеркнул, что ситуация в Ираке не поспособствовала смягчению ни позиции США, ни позиции ИРИ.

Комментируя дальнейший ход переговоров, Рябков отметил, что политические директора "шестерки" дополнительно обсудят подготовку июльского раунда на координационной встрече в Брюсселе 26 июня. "Это рутинное мероприятие, мы регулярно проводим такие совещания и не считаем, что за его проведением нужно усматривать какие-то особые обстоятельства. ... Объем сложностей и трудно разрешимых вопросов диктует необходимость дополнительного разговора", - пояснил он.

6265 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ