Вестник Кавказа

Мехди Санаи о Чернышевском как знатоке персидской литературы

Посол Ирана в России Мехди Санаи опубликовал биографический очерк, повествующий о научном увлечении русского философа, энциклопедиста, ученого и литератора Николая Чернышевского.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) литератор и революционный мыслитель родился и вырос в Саратове. Автор знаменитого романа "Что делать?" знал в совершенстве персидский, латинский, греческий, французский, английский, итальянский и другие языки.

Одной из любопытных сторон жизни Чернышевского можно назвать его страстное увлечение персидской литературой, особый интерес для него представляла эпическая поэма "Шахнаме" Фирдоуси, которая сыграла большую роль в формировании его философских и революционных идей. Для Чернышевского Фирдоуси был одним из классиков мировой литературы наравне с Шекспиром и Данте Алигьери. Во время учебы в Саратовской духовной семинарии Чернышевский познакомился с классикой персидской литературы, в том числе, с поэмой "Голестан" Саади, "Шахнаме" Фирдоуси, газелями Хафиза, поэмой "Юсуф и Зулейха" Джами, назидательными сборниками Аттара и Сохейли. В 1851 году Чернышевский, молодой учитель, был назначен в Саратовскую гимназию. Один из учеников и почитателей Чернышевского, Михаил Воронов, который впоследствии стал его секретарём, вспоминал о нем: «Чернышевский выразительным чтением сказок из Шахнаме приводил в восторг своих юных слушателей и пробуждал в них поэтические чувства».

С точки зрения Чернышевского самой важной особенностью Фирдоуси является опора его поэмы на народный эпос и ее взаимосвязь с идеями эстетики. Чернышевский в литературной критике "Песни разных народов" (1854) пишет: "Чрезвычайно высокое поэтическое достоинство народной поэзии обнаружилось для всех знающих людей с тех пор, как доказано было, что гомеровы поэмы не более как сборники народных греческих песен; точно так же прекрасное творение Фирдоуси, иранская "Книга царей", - сборник и переделка народных песен. В ней много есть эпизодов, подобных которым по красоте не найдется даже в "Илиаде" и "Одиссее".

В предисловии к своему роману "Повести в повести" Чернышевский рассматривает образы героев персидской "Книги Царей": "Гордафарид так и сияет здоровьем …и сама она - первая женщина-защитница Ирана. Но у самого Шекспира нет лица более прелестного. Дездемона и сама Джульетта далеко уступают ей дивною прелестью". По мнению Чернышевского, герои эпической поэмы "наполовину создаются нашим собственным сердцем", сказка умалчивает о многом и оставляет нам самим решать, что для нас "поэтичнее и живее".

Позднее за проповедование революционных идей Николай Чернышевский был арестован и сослан в ссылку в Сибирь, где провел более двадцати лет. Когда он вышел на свободу, ему было дозволено переехать в Астрахань. Николай Гаврилович Чернышевский скончался от кровоизлияния в мозг в Саратове в 1889 году.

#Чернышевский #философ #писатель #Саратов #Кто_виноват #Что_делать #персидский #Шахнаме #Фирдоуси #Шекспир #Данте #русский #Иран

15630 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ