Вестник Кавказа

Новые горизонты газового сотрудничества Баку и Алматы

Идея Казахстана о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в Европу через территорию Азербайджана может быть реализована при использовании возможностей железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс" либо уже существующих и строящихся в настоящее время мощностей в рамках проекта "Южного газового коридора", рассказали сегодня в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" эксперты. При этом они предупредили, что для масштабного претворения этой идеи в жизнь обеим странам понадобится построить специальную инфраструктуру, необходимую для работы с СПГ.

Главный редактор МИА "Тренд" Сеймур Алиев объяснил само желание Казахстана доставлять газ в Европу через Азербайджан тремя причинами. "Выбор азербайджанского пути транспортировки углеводородов из Казахстана обусловлен, во-первых, тем, что этот надежный маршрут Астана использует на протяжении долгих лет, периодически повышая или понижая объемы экспорта по нему. Во-вторых, использование этого маршрута позволит загрузить один из крупных инфраструктурных проектов Казахстана за рубежом - Батумский терминал на черноморском побережье Грузии. В-третьих, это дополнительное направление поставок, обусловленное политикой диверсификации маршрутов", - сказал он.

Сеймур Алиев обратил внимание, что опыт поставок СПГ в Азербайджан уже существует, но возможности для реализации нового проекта будут зависеть от его масштабности. "Вопрос инвестиций в этот проект всецело будет зависеть от объемов транспортировки. Напомню, что маршрут экспорта сжиженного газа через Азербайджан уже существует - газ транспортировался в цистернах с использованием паромов. При значительном увеличении объемов и повышении экономической эффективности возможно рассмотрение вопроса создания соответствующей инфраструктуры – терминалов по сжижению и разжижению газа, специальных судов для транспортировки по Каспию", - заявил главный редактор МИА "Тренд"

По его оценке, Азербайджан поддержит подобное предложение Казахстана. "Азербайджан заинтересован в увеличении объемов транспортировки грузов по своей территории, что соответствует стратегии расширения транзитного потенциала страны, в том числе по маршруту Восток-Запад. Составляющей частью этого маршрута является открытая недавно, при участии представителей Казахстана, железная дорога "Баку-Тбилиси-Карс", которая, кстати, позволяет выводить все типы грузов, включая цистерны с СПГ, по железной дороге напрямую в Европу или на средиземноморское побережье Турции", - сообщил Сеймур Алиев.

Политолог Ровшан Ибрагимов, в свою очередь, обратил внимание на долгосрочность планов Казахстана по организации поставок СПГ через Азербайджан. "Дело в том, что СПГ требуются дорогостоящие LNG-терминалы не только на территории Казахстана, но и на территории Азербайджана, такой инфраструктуры в обеих странах нет. В общем виде план поставок таков, что газ будут сжижать в Казахстане, разжижать в Азербайджане и по трубопроводам "Южного газового коридора" экспортировать на европейские рынки. При этом стоит отметить, что подобные поставки являются делом будущего, поскольку на данный момент этот трубопровод, предназначенный прежде всего для экспорта природного газа из "Шахдениз", не имеет возможности транспортировать дополнительные объемы природного газа", - указал он.

Желание Казахстана открыть новый путь поставок углеводородов через Азербайджан эксперт также объяснил необходимостью диверсификации экспорта. "Налицо явная как политическая, так и экономическая необходимость диверсификации поставок по разным причинам, включая различные форс-мажоры. Стоит подчеркнуть, что для стран, которые не имеют выхода к открытым морям, диверсификация и формирование альтернативных путей экспорта на внешние рынки является задачей номер один. Если оценивать сделанное Канатом Бозумбаевым предложение, то речь здесь идет о перспективе более одного десятка лет, то есть Казахстан предложил Азербайджану программу, которая будет обсуждаться странами в дальнейшем", - сказал Ровшан Ибрагимов.

По его словам, наиболее эффективным для Казахстана решением было бы не строительство собственного LNG-терминала, а участие в строительстве подобной инфраструктуры в Туркменистане. "СПГ на порядок дороже трубопроводного газа, и сами терминалы стоят очень дорого. Если и строить LNG-терминал на восточном берегу Каспийского моря, то лучше в Туркменистане, который обладает значительно большими запасами газа и, кроме того, настойчиво ищет пути для выхода на европейские рынки. При этом стоит отметить, что у Ашхабада пока нет никаких публичных, по крайней мере, проектов и желания вкладываться в формирование LNG-терминалов, хотя этот путь поставок и является более логичным в плане безопасности, чем прокладка трубопровода по дну Каспийского моря", - сообщил эксперт.

Завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин оценил поставки СПГ через Азербайджан как новые возможности для казахстанских экспортеров. "Скорее всего, СПГ будет доставляться в Азербайджан танкерным флотом, что означает новую логистику и новые технологические решения для портового хозяйства Казахстана на Каспии. Терминалы в Актау в последние годы достаточно поступательно развивались, причем делался задел не только для терминалов, ориентированных на перевалку сухих грузов, но и на перспективные поставки СПГ. Сама по себе эта тема достаточно долгоиграющая, еще со времен, когда начинал разрабатываться "Кашаган", были даны экспертные оценки перспективности месторождений именно с точки зрения их газоносности. Геологические данные позволяют говорить о том, что "Кашаган" – в большей мере газовый проект, чем нефтяной, а значит, на Каспии у Казахстана в перспективе ближайшего десятилетия появятся значительные объемы газа, который нельзя будет закачивать в пласт для поддержания давления или просто сжигать", - указал он.

"Газа этого будет так много, что встанет вопрос, куда же его девать. Хотя мощности Каспийского трубопроводного консорциума в перспективе будут увеличиваться, он не сможет поглотить весь кашаганский газ, а кроме "Кашагана" в том же Министерстве энергетики Казахстана не исключают возможности общего повышения газодобычи в стране, поскольку нефтедобыча стабильна и перспектив серьезного роста производства нефти нет. Новый газ можно было бы поставлять по газопроводу в Китай, но его мощности тоже ограничены, а главное, у Китая не просматривается потребность в резком наращивании потребления газа. Что-то будет идти традиционным путем на север, на оренбургский газоперерабатывающий завод и другие российско-казахстанские проекты, но Казахстану все равно придется искать новые маршруты поставок газа. СПГ, который будет поставляться в Европу через Азербайджан, и может стать одним из таких маршрутов. То есть, на мой взгляд, Казахстан прежде всего делает задел на будущее, думая о факторе "Кашагана"", - подчеркнул Андрей Грозин.

19300 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ