Вестник Кавказа

Россия и ОПЕК договорились на полгода

Министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино заявил, что ОПЕК и Россия договорились о взаимоприемлемой формуле сокращения добычи нефти на шесть месяцев.

Также указал на то, что Венесуэла ожидает подписания документа по сокращению добычи со странами, не входящими в ОПЕК, 10 декабря в Вене. "Мы ожидаем, что в ходе предстоящей встречи мы подпишем соответствующие документы по согласованию наших позиций", - цитирует его ТАСС.

При этом он сообщил, что сразу же после подписания соглашения будет создан комитет по контролю за сокращением добычи нефти. "Идея заключается в том, чтобы создать такой орган сразу же", - пояснил он, добавив, что в состав комиссии могут войти Россия и Оман.

По словам министра, в составе структуры будет пять министров нефтедобывающих стран, три из которых будут представлять страны ОПЕК (Кувейт, Алжир и Венесуэла) и два представителя от стран, не входящих в ОПЕК. "Наше предложение заключается в том, чтобы это была Россия и Оман", - уточнил дель Пино.

Помимо этого, министр нефти Венесуэлы выразил мнение, что соглашение о сокращении нефтедобычи поможет сбалансироваться рынку через 6-9 месяцев.

Дель Пино рассказал, что сперва ОПЕК посмотрит, как будет действовать соглашение о сокращении добычи нефти в течение шести месяцев, затем создаваемый орган (Комитет по контролю за сокращением добычи нефти) будет проводить мониторинг объемов запасов нефти, после чего будет проводиться мониторинг стабилизации цены нефти.

"Мы ожидаем, что котировки нефтяные стабилизируются на уровне $60-70. Если эта задача будет реализована, то тогда мы проведем соответствующую модификацию соглашения с тем, чтобы сохранять этот ценовой диапазон", - сказал министр, добавив, что договоренности по сокращению нефтедобычи в перспективе будут использоваться для тонкой настройки цены нефти.

Кроме того, он акцентировал внимание на том, что Венесуэла выступает за умеренную цену нефти на рынке. "Наша задача добиться сбалансированного уровня, отвечающего интересам и производителей, и потребителей. Мы не хотим не излишне высокой цены, не излишне низкой цены", - заключил министр нефти.

Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов считает, что российским властям не придется предпринимать каких-либо специальных мер для сокращения нефтедобычи в эти полгода. "Предположительное сокращение нефтедобычи может происходить естественным путем, в связи с сокращением дебита скважин. Тот прирост нефтедобычи, который мы видели, уже достиг пика благодаря вводу в строй новых скважин. Очередного ввода не предвидится, а дебит старых месторождений сокращается, и я думаю, что именно на естественное сокращение производства нефти сейчас и идет расчет", - пояснил он.

Капитонов положительно оценил идею создания комиссии по контролю за сокращением мировой нефтедобычи. "Если эта структура будет создана, это будет, безусловно, позитивным моментом. Вопрос, конечно, в том, как они смогут точно измерить сокращение добычи в каждой стране. Но оставим этот вопрос на совести тех, кто создает комиссию, а в целом идея правильная", - сказал доцент ВШКУ РАНХиГС.

Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, в свою очередь, напомнил, что опыт соглашения между правительством и нефтяниками в России есть. "Несколько лет назад было между компаниями и правительством заключено соглашение о модернизации НПЗ, и оно, хотя и с задержками, но выполнялось. Опыт таких договоренностей, когда каждая сторона берет на себя какие-то обязательства, у нас уже существует. В данной ситуации, я думаю, правительство прибегнет к какому-то неформальному инструменту, потому что законодательно это затруднительно сделать, ведь понадобится в короткий срок принимать совершенно новые законы", - отметил он.

"Первое, о чем нужно будет договориться, естественно, - об уровнях фиксации добычи каждой крупной компании. Мелким компаниям, скорее всего, разошлют какие-нибудь рекомендации. Проблема в том, что ситуация у всех разная, например, кто-то только что запустил новое месторождение и не готов к снижению добычи на нем. Думаю, все будет происходить путем настройки темпов снижения добычи на зрелых месторождениях. Ни для кого не секрет, что большая часть российской добычи находится в зрелых регионах, которые сами по себе без инвестиций в бурение и геологотехнические мероприятия неизбежно будут снижать добычу, и именно объем этих инвестиций определяет то, насколько они быстро снижаются, замораживаются или показывают слабый рост", - обратил внимание Алексей Кокин.

"Компании могут уменьшить инвестиции в зрелые месторождения, ускорив их падение – так и можно добиться общего снижения российской добычи, тем более что большая часть зрелых месторождений не попадает под какие-либо налоговые льготы, в то время как новейшие месторождения, такие как Яхинское, Куюмбинское, Мессояхская группа в Восточной Сибири и оффшорные, как Филановского, пользуются теми или иными налоговыми льготами, которые и сделали их разработку рентабельной. Вопрос лишь в том, насколько правительство сумеет убедить компании взять на себя это бремя. В принципе, это вопрос политики, а не экономики", - считает эксперт.

13445 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ