Вестник Кавказа

Сечин предрек нефти новую эпоху

Политика санкций в отношении рынков углеводородов может привести к сырьевому "суперциклу" и новым рекордам цен на нефть. Об этом предупредил главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин, выступая на ПМЭФ.

"Политика санкций и ультиматумов в применении к рынкам углеводородов не может не привести к появлению перманентной "санкционной премии" в цене", - приводит его слова РИА Новости. Через какое-то время, не исключил глава "Роснефти", может зайти речь "о санкционном сырьевом "суперцикле"".  И "уже в близкой перспективе" возможны "новые ценовые рекорды", считает Сечин.

По его оценке, повышение цен на нефть произойдет не за счет сокращения ее предложения по соглашению ОПЕК+, а из-за односторонней санкционной политики. Так, решение президента США Дональда Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном поставило под санкционный риск около 5% мировой добычи нефти, отметил Сечин. Кризис вокруг Ирана может привести к переделу мирового нефтяного рынка, указал глава "Роснефти".

Санкции вносят непредсказуемость в работу нефтяной отрасли, заявил он. Санкции США против ИРИ и Венесуэлы являются действиями в интересах американского бизнеса, подчеркнул Сечин. Он отметил, что значительный вклад в "достижение баланса нефтяного рынка" внесло резкое падение добычи нефти в Венесуэле, которое произошло из-за нерыночных мер воздействия на страну. Однако "Роснефть" убеждена, что фундаментально нефтяная отрасль Венесуэлы имеет хорошие перспективы, добавил глава компании.

Сечин полагает, что нефть и газ в обозримом будущем останутся стержнями мировой экономики и энергетики. "Роснефть" не видит реальных угроз со стороны спроса на нефтяном рынке, а большинству ближневосточных производителей нефти для баланса бюджета нужны цены в диапазоне $70-80 за баррель, заявил он. Рост добычи сланцевой нефти будет продолжаться, однако он имеет ограничение по масштабу, предупредил Сечин.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, ситуация с выходом цен на нефть на прежние высокие уровни вполне ожидаема. "Определенная доля мировых запасов не может разрабатываться в условиях санкций, поскольку для этого необходимы либо крупные инвестиции, либо технологии, доступ к которым санкции закрывают, либо и то, и другое. Вопрос только в том, каков общий размер этих запасов, де-факто выведенных из потенциальной эксплуатации, а значит, не считающихся реальными запасами углеводородов. Ответ зависит от того, как будет дальше развиваться политика санкций в мире. В случае с Ираном важна реакция Тегерана на возврат американских санкций и омертвление иранских месторождений на горизонте 3-5 лет – без санкций на иранские месторождения пришли бы международные компании, но теперь этого не произойдет, а самостоятельно Иран может разрабатывать далеко не все", - указал он.

Экономист подчеркнул, что объемы таких "мертвых" запасов углеводородов могут оказаться намного больше, чем думает рынок. "Стоит учитывать, что помимо Ирана есть еще Венесуэла с очень большими запасами трудноизвлекаемой тяжелой нефти, которые практически никогда не будут разрабатываться и вводиться в эксплуатацию в условиях санкций. Может быть, действительно рынок недооценивает степень, в которой санкции влияют на омертвление запасов – рынок никогда не смотрит так далеко, для него горизонтом являются ближайшие месяцы. Собственно, это не только идея Сечина, но и многих крупных аналитиков – недалеко то время, когда мы вновь увидим нефть по $100, весь вопрос только в том, о какой перспективе мы говорим", - обратил внимание Алексей Кокин.

В свою очередь, профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Ольга Маликова назвала три причины, которые могут удержать цены на нынешнем, достаточно высоком уровне и поспособствовать их росту в краткосрочной перспективе. "Первый фундаментальный фактор – это достаточно высокие темпы роста экономик большинства стран. Второй фактор – это довольно сложная ситуация на Ближнем Востоке. И третий фактор – экономические санкции в отношении России", - поведала эксперт.

Помимо этого, она поделилась своим мнением о том, возможно ли в ближайшем будущем, наоборот, существенное падение нефтяных цен. "Теоретически это, конечно, возможно. Но опять-таки, этот прогноз очень ненадежный, поскольку на нефтяном рынке всегда присутствуют высокие спекулятивные мотивы. На сегодняшний день фундаментальные факторы подталкивают цены наверх, но пока никто не знает, как долго это будет продолжаться. Как правило, самый основной фактор, влияющий на цены, это темпы роста мировой экономики. А поскольку на ближайшее время они прогнозируются на высоком уровне, то логично предполагать, что цены на нефть будут держаться довольно высокие. Также стоит учитывать напряженность на Ближнем Востоке. Чем напряженнее ситуация в этом регионе, тем выше цены", - объяснила профессор кафедры государственного регулирования экономики.

Она также обратила внимание на то, что высокие цены на нефть стимулируют потребителей к переходу на альтернативное топливо и делают экономически рентабельными сложные проекты. "Сланцевая индустрия США очень гибкая, поэтому она может влиять на стоимость нефти. С ростом цен стали вводиться в эксплуатацию более дорогие объекты, с более высокими издержками на добычу. Происходит расширение объемов добычи, но при этом растут и издержки. Тем не менее, они не очень высокие, около $40 за баррель, поэтому цены в районе $79 за баррель достаточно комфортны для американских компаний, добывающих нефть. Если не произойдет каких-то неожиданных изменений, в краткосрочный перспективе ждать падения нефтяных цен не стоит", - резюмировала Ольга Маликова.

10970 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ