Вестник Кавказа

Виталий Демидкин: "Когда мы освобождали самолет в Баку…"

30 марта 1989 года в СССР была совершена попытка захвата самолета "Ту-134" рейса Воронеж-Астрахань-Баку: С. Л. Скок 1956 года рождения, после того как самолет взял курс на Баку, под угрозой взрыва потребовал следовать в Непал. Угонщик был обезврежен в Баку сотрудниками группы "Альфа". О том, как это было, "Вестнику Кавказа" рассказал непосредственный участник спецоперации, член Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Виталий Демидкин.

В первую очередь он отметил, что действовать приходилось в условиях повышенного риска, так как не было ясно, сколько человек участвовало в захвате самолета на самом деле. "У нас была боевая тревога в связи с тем, что в Баку захвачен самолет одним террористом. Как правило, террористы ведут себя так, что проявляется один, а сообщники сидят в салоне. Но в данном случае действительно был всего один террорист, хотя мы и были предупреждены, что, возможно, действовала группа, с огнестрельным оружием и взрывным устройством", - поведал он.

Виталий Демидкин работал в группе, проникавшей в самолет через кабину пилотов. "Еще на подлете к Баку было четко определено, кто с каких направлений действует. Я был в группе, которая штурмует самолет из кабины пилота: я шел первым, за мной еще два сотрудника. К этому моменту в салон уже поднялись два офицера, находившиеся в Баку и переодевшиеся в форму летчиков. Собственно, с поднятия их на борт мы начали действовать, проникать в салон из кабины пилота и из багажного отсека. Получилось очень быстро", - вспоминает ветеран группы "Альфа".

"Те сотрудники, которые по трапу зашли переодетыми в форму летчиков, моментально блокировали этого человека. Мы проскочили мимо и в салоне уже давали общие команды: руки за голову, нагнуться, а также спрашивали у пассажиров, есть ли у него сообщники. Никто ничего ответить не мог, поэтому всех сопроводили вниз по трапу, а первым, конечно, того человека, который диктовал требования и сказал о своих намерениях взорвать самолет", - рассказал Виталий Демидкин.

Любопытно, что из-за экстренности ситуации подразделению антитеррора пришлось использовать не спецтехнику, а подручные средства. "Мы захватили не все, что было нужно для проникновения в самолет, так что мы использовали обычную пожарную лестницу с крюком. Сначала мы хотели проникнуть внутрь при помощи фала, который был сброшен, но в итоге воспользовались лестницей, так как она намного облегчила наше проникновение в кабину пилота. В грузовом отсеке сотрудники разгрузили вещи, которыми он был заложен, и под шум винтов проникли внутрь, затем выскочили из люков в хвосте. Все было отработано на автоматизме и закончилось успешно", - заключил член Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа".

52320 просмотров